татьяна
Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: 1. Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет.
Цель: ознакомление с особенностями развития фонематического восприятия через систему упражнений.
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
1. ознакомление с особенностями и этапами развития фонематического восприятия;
2. побуждение к проведению занятий по развитию фонематического восприятия;
3. ознакомление с упражнениями по развитию фонематического восприятия в домашних условиях.
Ход консультации
1. Теоретическая часть.
Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.
Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:
1. фонематический слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.
А второй какой?
Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребё нка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.
Основные этапы формирования фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
Упражнения на распознание:
• звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)
• звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
• действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.
2. Развитие речевого слуха.
• Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.
• Различение слов, близких по звуковому составу.
• Дифференциация слогов.
• Дифференциация фонем.
3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.
• Определение количества слогов в словах разной структуры.
• Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
• Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
• Выделение первого и последнего звука в слове.
• Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
• Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
• Придумывание слова с заданными звуками.
Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка.
2. Практическая часть.
Упражнения для развития слухового восприятия, внимания и памяти
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: родитель показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т. д.)
Описание игры: Взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.