Елена Цыганова
Опыт работы проектной площадки «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредствам обучения игре в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы проектной площадки на тему «Познавательное развитие старших дошкольников через обучение игре в шахматы».
Зачем нужно учить детей играть в шахматы?
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.»
Василий Александрович Сухомлинский
Публикация «Опыт работы проектной площадки „Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредствам обучения игре в шахматы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Цель нашей проектной площадки : создание оптимальных условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований дошкольников через обучение игре в шахматы.
Перед коллективом мы поставили ряд задач.
Первая задача: подготовка педагогов-наставников.
Чтобы передать интерес к игре детям, педагог сам должен быть заинтересован, ежедневно, в тихий час мы начали проигравать шахматные партии. Конечно, потом педагоги играли в любую свободную минутку, друг с другом, с компьютером, дома со своими детьми. Потом мы провели шахматный турнир в ДОУ среди воспитателей, победители обучились на курсах повышения квалификации в ЦРО и стали педагогами – наставниками в ДОУ. Они же являются творческой группой по реализации цели проектной площадки.
Следующим этапом проекта стало пополнение развивающей предметно- пространственной среды ДОУ. Для реализации этой задачи мы организовали образовательный проект в ДОУ «Шахматный мир». В ходе проекта организовали «Банк идей», где педагоги представляли проекты РППС в группах и детском саду. Так как у нас небольшой детский сад и нет свободных помещений для организации детской деятельности, победителем стал проект «Мобильная шахматная лаборатория», его преимущество было в том, что можно перенести в любое помещение и организовать деятельность детей. Авторы проекта разработали методические рекомендации по использованию мобильной шахматной лаборатории.
Работа над решением 3 и 4 задач, проходила параллельно.
Педагоги изучали методические рекомендации и программы по обучению детей младшего школьного возраста и апробировали их использование в ДОУ. Наиболее подходящими оказались методические рекомендации Игоря Георгиевича Сухина. Структура, этапы подходят для обучения дошкольников старшего возраста. Большие изменения есть в форме организации деятельности. Добавлено больше игр. Разработаны авторские игры по обучению детей игре в шахматы, используется много около шахматных игр, т. е. игр похожих на шахматы по правилам, или играются на шахматной доске. Составлен каталог игр.
Как вариативный компонент программы ввели 1 непосредственно образовательную деятельность в старшей группе и 2 в подготовительной. Но огромная часть работы встраивается в режим дня. Мы пришли к выводу, что в средней группе дети массово по данным методикам обучаться не могут, так как психически и физиологически еще не готовы. Но во время введения шахмат в средней группе, были выявлены дети с интеллектуальными способностями, с ними проводится индивидуальная работа.
Для детей систематически проводятся шахматные мини-турниры. Мероприятия, организованные для дошкольников :
1. Детский коллективный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «История появления шахмат».
2. Игра - квест «Пешки - охрана короля».
3. Досуговая деятельность «Атака неприятельской фигуры».
4. Проведение шахматного турнира «Вертикаль и горизонталь».
5. Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Куда идет король».
В целях повышения интереса к игре в шахматы и распространения педагогического опыта по обучению игре детей дошкольного возраста педагоги выступают на семинарах и конференциях различного уровня.
В январе 2018 г. в ДОУ был проведен районный семинар по теме: «Значение интеллектуальных игр в формировании познавательной активности дошкольников». В феврале был организован круглый стол «Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей».
В целях качественной организации развивающей предметно- пространственной среды были организованы смотры-конкурсы: лучший шахматный уголок; совместное творчество родителей и детей по изготовлению околошахматных игр.
В марте для педагогов был организован семинар, в ходе которого проводился мастер-класс «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников», и раскрывалась тема «Методика преподавания шахмат для дошкольников с использованием интернет технологий».
В апреле для педагогов ДОУ и района был организован методический марафон «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста : эффективные педагогические практики», в рамках которого был проведен мастер-класс на тему «Околошахматные игры в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы».
Вся работа, организованная в рамках проектной площадки, транслируется в течение года на сайте ДОУ и образовательных ресурсах в сети интернет. Пользуясь данными материалами, педагоги городского округа Самара начали работу по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы в своих учреждениях.
В ноябре, в Куйбышевском районе г. о. Самара планируется проведение Шахматного турнира среди воспитанников, на который уже принято 11 заявок, что говорит о том, что в 11 учреждениях дети играют в шахматы, то есть наш опыт работы успешно внедряется в дошкольных организациях.
На следующий год планируется разработка программы по сетевому взаимодействию с различными образовательными учреждениями, обучающими детей игре в шахматы.
И хочу закончить цитатой из той же газеты РБК
Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.
Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.
По словам министра, программа построена таким образом, что любой учитель, независимо от возраста, сможет самостоятельно, «используя методическую рекомендацию», научить детей играть в шахматы.
Мы ее апробировали, сами до того как взяли программу в руки играть не умели. Вот результат за 1 год: играем мы – играют дети.