Татьяна Сорокина
Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Публикация «Развитие фонематического восприятия у детей 4–5 лет» размещена в разделах
Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе жизни и развития ребенка.
Ранее считалось, что фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам, сейчас эта норма сдвинулась к 7.
Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие :
- слухового внимания и памяти;
- речевого слуха;
- фонематического слуха.
С детьми необходимо проводить игры, направленные:
- на узнавание звуков, издаваемых разными предметами (стук палочки, гул машины, звон стеклянного стакана и т. д.) и одним предметом ( действия с бумагой: мять, разрывать, разрезать шуршать, определяя характер их звучания;
- узнавание музыкальных инструментов, озвученных игрушек;
- определение громкости, высоты и длительности звучания разных предметов, различая их по акустическим свойствам;
- определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;
- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.
Вначале организуются игры, активизирующие слуховые ощущения и внимание ребенка. Это такие игры как:
- «Слушай» (ребенок должен отреагировать хлопком в ладоши на услышанный звук колокольчика или барабана);
- «Будь внимательным» (ребенку предлагается выполнить определенное движение (присесть, подпрыгнуть, если он услышит звук бубна (погремушки);
- «Угадай» (сначала ребенок угадывает звучание разных игрушек (колокольчик, свисток, затем одинаковых (два колокольчика).
Далее формируются умения различать звуки по характеру их звучания. Важно при этом обогащать лексику ребенка словами, определяющими звук: стучит, шуршит, пищит и т. д. Организуются такие игры:
- «Что звучит?» (ребенок угадывает один из прозвучавших предметов за ширмой, не видя его);
- «Не ошибись» (по инструкции педагога ребенок выполняет различные движения, соотнося их с разными звучаниями предметов);
Далее игры на узнавание и дифференциацию неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, высота, длительность) :
- «Найди игрушку» (ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала, чем громче звучание бубна, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке);
- «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);
- «Какой звук?» ( у ребенка 2 карточки: одна с изображением короткой полоски, другая – длинной. На длинное и короткое звучание погремушки ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звучания).
Игры на развитие умения различать голоса, понимать смысл фразы говорящего. Такие игры как:
- «Угадай чей голосок?». Дети стоят в кругу. Водящий в центре с завязанными глазами. По молчаливому сигналу педагога один из детей называет стоящего в центре круга по имени. Водящий должен отгадать. Затем дети меняются местами и игра продолжается.
- «Мишка». Дети стоят полукругом. Водящий с Мишкой в руках – спиной к детям. По знаку педагога кто-нибудь из детей зовет мишку. Водящий должен угадать и подойти, встать перед позвавшим и зарычать. Дети меняются местами, игра продолжается.
- «Угадай кто это?». Дети стоят по кругу. Водящий в центре круга с закрытыми глазами идет в любом направлении, пока не остановится перед кем-то из детей, который должен имитировать голос любого животного или птицы: «Му-у, иго-го, ку-ку, ку-ка-ре-ку» и т. д.
Игры на формирование умения слышать определенный звук:
- «Угадай заданный звук» (педагог называет слова, а дети должны прослушать их и угадать, какой звук встречается во всех словах. После этого дети произносят слова, выделяя изучаемый звук. Затем самостоятельно придумывают слова с заданным звуком);
- «Поймай мяч» (дети стоят в кругу, педагог – с мячом в центре круга. Он бросает мяч ребенку и называет слово, если в слове есть изучаемый звук, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает педагогу).