инна верина
Тема проекта «Вода» в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Районный детский конкурс «Растим вундеркиндов» по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в форме проектов»
Номинация Конкурса: «Естественнонаучная (неживая природа)»
Тема проекта «Вода»
в старшей группе ДОУ
Участник:
1. Воспитанники старшей группы
МБДОУ д/с №29 г. Павлово
Абрамовская Лиза
Кривдина Полина
Потатина Юля
Антонов Егор
Ерёмин Даня
Трифонов Даниил
Публикация «Тема проекта „Вода“ в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
2. Воспитатель МБДОУ
д/с №29 г. Павлово
Верина Инна Алексеевна
г. Павлово, 2015 год
Введение :
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Актуальность темы :
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
Новизна:
Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что, и направлен мой проект. Работа основывается на принципе интеграции образовательного содержания и видов детской деятельности
Направления интеграции:
Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей об объектах окружающего мира; развитие познавательной мотивации; формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение.
Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса; совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.
Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в играх, изобразительном творчестве; реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.
На этапе: «Организация исследования» в процессе совместной деятельности во вторую половину дня, по желанию детей, в игровом центре «Хочу все знать» проводились занятия-тренинги (индивидуальные и подгрупповые, предложенные А. И. Савенковым (с добавлением своих опытов «Свойства воды» и упражнения «Круговорот воды»). Целью этих занятий являлось введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учился делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Одновременно планировались коллективные, целевые наблюдения, экскурсии. Ежедневно проводились беседы в «Кругу друзей», игры, чтение познавательной литературы, рассматривание картинок, компьютерных презентаций «Что такое вода?», «Вода в природе» и др., которые были направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволила выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление. Затем из группы таких детей создавался клуб «знатоков», которые проводили опыты на выявление свойств воды и создавали плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствовали все дети группы, «знатоки», через интерактивные формы (работа в паре, подгруппой, выступление с сообщением («научным» докладом) демонстрировали и участвовали в увлекательной деятельности по приобретению знаний путем собственных поисков необходимой информации по предложенной теме.
Гипотеза проекта. Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательно-исследовательской деятельности развивать у детей.
Целью данного проекта является развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи проекта «Вода» :
1. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
2. Развитие у детей мышления, кругозора, речи, любознательности, умения делать выводы, умозаключения.
3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Формирование у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, круговороте воды в природе.
5. Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
1. Вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: нарисовать правила безопасного поведения на воде.
2. Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Концепция проекта «Вода»
Вид проекта :
По содержанию – интегративный
По продолжительности – краткосрочный (5 дней)
По доминирующему виду – ознакомительно-ориентировочный
По количеству участников – подгрупповой
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители.
Ожидаемые результаты:
В процессе осуществления деятельности с детьми в проекте «Вода» у детей сформируются
проектно- исследовательские умение и навыки :
-осознанно ставить цель,
-овладение способами решения поставленных задач,
-прилагать волевые усилия для преодоления трудностей и достижения результата,
- слушать, говорить, спорить и просто общаться на познавательные темы.
Показатели личностного развития:
Социально - коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;
- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.
Познавательное развитие:
- знакомство со свойствами воды;
- применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание выставки на тему «Вода» : плоскостной макет «Откуда берется вода», рисунки детей, схемы результатов опытов).
Речевое развитие:
- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);
-словарь ребёнка обогащён названиями свойств воды, для чего нужна вода;
-стремится к грамматически правильной речи;
-совершенствуется звукопроизношение, интонационная выразительность речи.
Художественно- эстетическое развитие:
-изображает знакомые объекты, передавая их характерные особенности
(состояние воды, свойства, где встречается вода);
- лепит декоративные поделки по мотивам народной пластики: «Весёлые водоноски у колодца»;
- создает сюжетную аппликацию к потешке: «А водица далеко, а ведёрко велико….»;
- согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
- сформирован интерес к здоровому образу жизни: чистая вода нужна для организма человека, для гигиенических процедур, закаливания, плавания.
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми
• будет создан плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды);
• схемы проведения опытов по выявлению свойств воды;
• оформлена выставка рисунков: «Вода» и «Правила поведения на воде»;
• будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Этапы реализации проекта
Этап Задачи этапа Деятельность воспитателя Деятельность детей Сроки
Первый этап:
выбор темы,
постановка цели и задач.
Гипотеза исследования ОБУЧАЮЩИЕ:
-пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие проекто-исследовательских умений : выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов;
-обогащение познавательной деятельности и творческого воображения для создания плоскостного макета «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла посылка от Знайки. Достает из коробки глобус и письмо. Знайка в письме задает детям вопросы: Что за предмет прислал в подарок? Что такое глобус? Какого цвета на глобусе больше? (Правильно, голубым цветом изображены моря и океаны). Как вы, думаете, откуда берется вода вокруг нас? А знаете ли вы, какими свойствами обладает вода? Зачем вода нужна людям, животным, растениям?
Формулирует проблему.
- Что нам нужно сделать, чтобы ответить правильно на вопросы Знайки?
Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи:
- надо подумать, что или кто нам поможет узнать о воде;
- провести наблюдения за присутствием воды на улице, в группе, дома;
- расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о воде;
- прочитать и посмотреть книги и энциклопедии о воде;
- провести эксперименты с водой;
- обратится за помощью к компьютеру.
Определяет продукт проекта.
Далее воспитатель предлагает детям подумать:
- Какой ответ мы можем послать Знайки?
- Рисунки на тему «Вода», схемы-зарисовки опытов, плоскостной макет «Откуда берётся вода» (круговорот воды в природе, который дети сделают сами.
1. Входят в проблему.
Рассматривают глобус.
Отвечают на вопросы: Знайка прислал глобус; глобус модель нашей Земли; на глобусе много голубого и синего цвета.
Выдвигают гипотезы:
Чтобы узнать всё о воде, надо: спросить у взрослых, посмотреть документальный фильм, карточки- иллюстрации, альбомы, журналы, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ.
Формулируют знания с помощью наблюдений на улице за падающим снегом, таянье снежинки на ладошки, замёрзшие лужи, дождик.
Наблюдений в группе : поливка цветов, таяние снега в группе, за водой в кране.
Наблюдение дома за кипением чайника (пар, переливание воды.
Распросить взрослых: откуда берётся вода из крана, почему снежинка таит на ладошке, как образуется лёд, почему летом вода испаряется.
2. Вживаются в сюжетную ситуацию: «Нам нужно написать ему письмо и вложить туда наши рисунки о воде, схемы- зарисовки и макет».
3. Принимают и дополняют задачи
Один день
Второй этап: организация исследования
Образовательные задачи:
-обогащение, расширение и уточнение представлений детей о том, зачем нужна вода, где взять воду, где её используют,
- формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты;
-совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений.
Развивающие задачи:
- развитие специальных способов ориентации – экспериментирования и моделирования,
- развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях;
-развитие саморегуляции, поведения в соответствии с правилами, установленными в группе
Воспитательные задачи:
воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной
отзывчивости на рисунки, поделки как произведения эстетической культуры.
Занятие №1 «О чём рассказала капелька»
Задачи: 1. Формирование знаний о круговороте воды в природе.
2. Знакомство с тем, как следует использовать воду, как её беречь (информация о том, зачем нужна вода (пить, мыть, чистить, поливать растения, готовить пищу, где взять воду (из крана, из реки, колодца, магазина, зачем воду кипятят, как бережёт и портит здоровье вода)
3. Проявление интереса к дальнейшему познанию
Совместная деятельность в центрах:
• Прослушивание аудиозаписи «Звуки моря, океана»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода»
• Дидактическая игра «Что ты знаешь о…»
• Дидактическая игра «Письмо от Знайки»
• Беседы «Почему вода течёт», «Зачем человеку вода», «Зачем нужно экономить воду»
• Рисование «Откуда берётся вода»
• Лепка «Катера, пароходы».
• Рассматривание иллюстраций, презентации Power Point по теме “Вода в природе”.
Занятие №2 «Свойства воды»
Задачи: 1. Знакомство со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, прозрачная, без запаха, без вкуса, способна растворять некоторые вещества) и др.
2. Знакомство с водными развлечениями (купаться, плескаться, плавать на лодке, удить рыбу, пускать лодочки, играть).
3. «Научные» доклады «знатоков».
Совместная деятельность в центрах:
• Дидактическая игра «Опасно- неопасно»
• Дидактическая игра «Назови реки»
• Оформление памятки «Гигиена рук»
• Оформление папки «Правила безопасного поведения во время оттепели»
• Опыты - эксперименты в «Лаборатории» :
Опыт №1. «Вода жидкость»
Опыт № 2. «Вода не имеет формы»
Опыт №3 «Вода прозрачная»
Опыт №4 «У воды нет вкуса»
Опыт №5 «У воды нет запаха»
Опыт №5 «Тонет - не тонет»,
Опыт №6 «Круговорот воды».
• Знакомство с содержанием презентации Power Point по теме “Что такое вода?”.
Круг друзей.
Беседы:
- «Что растёт в воде»,
- «Вода источник электроэнергии»,
- «Кто живёт в воде».
Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе : вытирание пыли с полок, мытье игрушек, дощечек после лепки и аппликации (помощь дежурным).
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка: «По щучьему велению»,
С. Погореловский : «Родник иссяк, ручей ослаб…»,
«Водопровод» С. Маршак
А. С. Пушкин: «Сказкуа о рыбаке и рыбке»,
«Весенние воды» Ф. Тютчев
Закличка: «Дождик, дождик»
«На реке» Н. Заболоцкий
«К морю» Г. Снигирёв
«Первая рыбка» Е. Пермяк
Предметно- развивающая среда:
Иллюстрации «Откуда берётся вода», книга «Моя первая энциклопедия», диск «Звуки моря и океана», атрибуты к сюжетно- ролевой игре «Аквариум», «Игры с водой», цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, пластилин.
Взаимодействие с родителями:
Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Правила безопасного поведения на воде». 1. Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель) : проводят опыты на выявление свойств воды и создают плоскостной макет «Откуда берется вода» (круговорот воды). На познавательных занятиях, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом)
2. Систематизируют информацию о свойствах воды и ее круговороте в природе в центрах:
• Центр «Эрудиты» Рассматривание иллюстраций в энциклопедии
Рассматривание дидактических карточек «Путешествие волшебной капельки»
• Центр «Творческая мастерская» :
Изготовление атрибутов к сюжетно- ролевой игре «Аквариум»,
• Игровой центр : Сюжетно – ролевая игра «Аквариум», «Игры с водой»
3. Выбирают вид продуктивной деятельности и распределяются по группам :
-для рисования,
-для лепки,
-для выполнения модели
Распределяют роли в своей группе.
3. Обговаривают с воспитателем последовательность выполнения заданий и планируют совместную деятельность в центрах активности.
Два дня
Третий этап:
подготовка к защите проекта
Образовательные задачи:
-закрепление у детей представлений о воде
-формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность.
Развивающие:
-развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения.
Воспитательные:
-воспитание бережного отношения к результатам своего труда и труда сверстников.
1. Организует работу над проектом.
2. Оказывает словесную и практическую помощь в индивидуальном и коллективном выполнении рисунков, зарисовок по результатам опытов, плоскостного макета «Откуда берется вода».
3. Следит за выполнением правил безопасности при работе с ножницами.
4. Контролирует процесс выполнение работ.
5. Фотографирует работы детей.
1. Отбирают необходимые материалы для выполнения макета.
2. Обращаются к иллюстративному материалу (сравнение макета с рисунками в энциклопедии)
3. Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются.
4. Выполняют коллективную работу и составляют рассказ о ней.
5. Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней.
Один день
Четвертый этап: защита проекта
Образовательные:
Научится согласовывать свои действия с действиями партнеров, формирование эмоциональной отзывчивости к презентации результатов исследовательской деятельности.
Развивающие: развитие интонационной выразительностиречи, эмоциональной сферы ребенка.
Воспитательные:
воспитание у детей чувства коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи.
1. Помогает организовать презентацию результатов проектов : «Свойства воды» и плоскостного макета «Откуда берётся вода» для познавательного занятия.
2. Побуждает детей участников проведения опытов и группы «знатоки» сделать рассказ – сообщение по проектам для ребят не участвовавших в проектах.
3. Приходит на помощь в случае затруднения.
4. Участвует в подготовке письма из рассказов –сообщений детей по проектам и подготовке посылки для Знайки.
1. Готовят презентацию проектов : «свойства воды» и макета: «Откуда берётся вода» для расширений знаний о воде
2. Подготавливают рассказ- сообщение по проектам, с помощью выделение ярких событий в процессе проведения опытов и подготовки проектов.
3. Рассказ- сообщение по проектам для слушателей с выводами.
4. Учавствуют в подготовке письма6 включая схемы- зарисовки опытов, модели: «Круговорота воды в природе». Создание и украшение посылки для Знайки.
Один день
Список информационных источников:
1. «Истоки» : Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под ред. Л. А. Парамоновой М. : ТЦ Сфера, 2015.
2. «Развивающие занятия для детей 5-6 лет», под редакцией Л. А. Парамоновой, М. : Олма-медиа, 2012.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для руководителей и практических работников ДОУ» Авт. -сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова М. : Аркти, 2005.
4. «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 4. под общей редакцией. Л. Л. Тимофеевой М. : Педагогическое общество России, 2013.
5. «Неизведанное рядом: «Опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина. -2-е изд., испр. _ М. : ТЦ Сфера, 2013.
6. «Экологическое воспитание дошкольников: Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика- синтез,2006.-40 с.
7. «Путешествие капельки» Н. А. Рыжова М. : ЛИНКА- ПРЕСС, 1998.-128с.
8. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром.
Интернет-ресурсы:
1. https:// www. maam.ru
2. https:// www .edu.-all.ru