Ольга Исламкина
Организация поисковой деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Вода, вода — кругом вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки Самарской области
НОУ «Межрегиональный институт дополнительного профессионального образования».
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации
«Организация поисковой деятельности в дошкольной
образовательной организации».
Тема: Организация поисковой деятельности в подготовительной к школе группе по изучению темы : «Вода, вода кругом вода».
Публикация «Организация поисковой деятельности в подготовительной к школе группе на тему: „Вода, вода — кругом вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Подготовительная группа
- Темочки
Выполнила: Исламкина Ольга Николаевна
Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада»
Детский сад № 63 «Весняночка».
Г. о. Тольятти 2014 год.
Цель:
Развивать познавательную активность ребенка, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать природоведческий словарь ребёнка.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Оборудование: Приборы – «помощники» : лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Карточки-схемы для проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) индивидуальные дневники экспериментов.
Содержание темы по компонентам.
Аксиологический (ценностный) :
- Чтение художественной литературы о природе: Г. - Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфинёнка», «Сказки и были о морях и океанах», «Живая вода» (сказки народов Сибири, стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», сказки о живой воде и др.
- Рассматривание иллюстраций с изображение реки, озера, моря, пустыни, предметных картинок с сюжетами использования воды.
- Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
- Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
Когнитивный:
- Вода и здоровье.
- Вода в жизни человека.
- Вода и ее физические свойства.
- Вода – богатство и красота.
- Круговорот воды в природе.
- Вода и ее охрана.
Деятельностный :
- Пьем.
- Купаемся.
- Поливаем.
- Разливаем.
- Окрашиваем.
Личностный:
- Рисуем воду.
- Заучиваем малые формы фольклора о воде.
-Изготавливаем книжки – малышки о воде.
- Лепим скульптуры.
- Составляем кроссворды и ребусы.
- Отгадываем загадки.
Этапы поисковой деятельности.
Подготовительный этап.
Цель: Уточнить представления детей о воде через разные виды деятельности.
1. Беседа о воде.
Примерный перечень вопросов:
- Что такое вода? (жидкость)
- Где встречается вода? (в ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
- Для чего мы ее используем?
- Всегда ли вода одинакова? (вода бывает разная : дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки)
- Знания о круговороте воды в природе.
-Свойства воды? (прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т. д.)
-Что растет в воде?
- Кто живет в воде?
- Кому нужна вода?
- Почему воду нужно беречь?
2. Наблюдение:
- за дождем, снегом, туманом и т. д.
-за использованием воды в группе и дома.
- за ручейками, лужами.
3. Чтение художественной литературы.
- Г. Люшнина «Капелька».
- А. И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей. Лужа».
-Н. А. Рыжова «Жила – была река».
-Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» и т. д.
4. Эксперименты и проблемные ситуации.
- Поиск «Кому нужна вода?»
Детям предлагают по схемам определить значение воды в жизни живых существ и человека.
Решение проблемных вопросов:
1-ый вопрос: «Что произойдет с живыми существами и человеком, если воды не станет?»
2-ой вопрос: «Нужно ли беречь воду и почему?»
Вывод: Вода нужна всем живым существам и человеку. Без воды все живое погибнет, поэтому воду нужно беречь.
-Эксперимент «Какой может быть глубина?»
Детям предлагают измерить глубину условной меркой в емкостях с водой разного размера (тарелка, ковш, маленький тазик, большой таз, ведро)
Вопрос: Одинакова ли глубина в емкостях?
Вывод: Глубина может быть разной, чем объемнее емкость, тем больше глубина.
- Обсуждение рассказа «Как люди речку обидели»
Проблемный вопрос: Какие правила поведения в природе нужно соблюдать во время пребывания на водоеме?
Детям предлагается составить правила поведения на реке и нарисовать знаки – схемы и т. д.
Основной этап.
Цель: Формировать практическую деятельность детей, используя знания и умения.
Проводятся опыты и игры с водой.
Игры с водой.
1. Как перелить воду из миски в бутылку и не пролить ни капли?
2. Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить в бутылку? Посчитаем?
Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке бутылки отметки маркером.
3. Бросьте в воду ложки:
• Деревянную
• Металлическую
• Пластмассовую
Что произошло с ними?
4. Поэкспериментируйте с самыми разными предметами:
• Две резиновые игрушки. В дне одной из них проделайте большую дыру.
• Возьмите лоскутки разных тканей (лен, хлопок, шелк, махровую ткань) бросьте их на воду и понаблюдайте.
• Опускайте в воду кусочки бумаги и картона различной плотности и смотрите, что и как долго будет намокать. Как легко будет разваливаться у вас в руках мокрая бумага.
• Попробуйте, выжимая губку, налить воды в стаканчик.
5. В стаканчики можно налить горячей, теплой и холодной воды и бросить в них по льдинке. В каком стаканчике льдинка быстрее растает.
6. Один стаканчик со льдом обернуть шарфом, а другой нет. В каком стаканчике лед быстрее растает?
7. Положите в воду немного: меда, варенья, сахара. Размешайте. Как изменилась вода?
8. Соберите емкости разной формы и размера и проделайте в них дырочки. Понаблюдайте, как из них будет выливаться вода.
Опыт № 1.
Выберите правильные на ваш взгляд ответы:
1. Если опрокинуть стакан с водой:
• Ложится горкой
• Растекается
2. Если опрокинуть ведро с песком:
• Ложится горкой
• Растекается
Опыт № 2.
Убедитесь, что вода бесцветна. Приготовьте два одинаковых стаканчика. В один налейте воды, в другой молока. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте на листе бумаги какую-нибудь картинку. Начинайте опыт. Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите сверху свою картинку. А теперь поставьте на то же место стакан с молоком. Что вы обнаружили?
Сделай вывод:
1. Через воду рисунок:
• Виден
• Не виден
2. Через молоко рисунок:
• Виден
• Не виден
3. Вода :
• Прозрачная
• Не прозрачная
•
А есть ли еще какие-нибудь прозрачные вещества?
Опыт №3.
Приготовьте небольшой пузырек, тоненькую прозрачную пластмассовую трубочку и кусочек пластилина. Пузырек до края наполните самой холодной водой. Трубку в горлышке бутылочки закрепи пластилином. Осторожно погрузите пузырек в кружку с горячей водой. Наблюдайте!
Сделайте вывод.
Объясни, почему ставя чайник на плиту, нельзя наливать воду до краев?
Задание детям:
Зарисовать результат опыта.
Опыт № 4
Приготовьте холодное блюдце (заранее можно положить в холодильник) и столовую ложку. Будьте очень осторожны! Поднесите к носику чайника, из которого идет пар, холодное блюдце. Наблюдайте!
1. Блюдце:
• Становится мокрым
• Остается сухим
2. Капли:
• Стекают вниз
• Поднимаются наверх
3. Их становится:
• Больше
• Меньше
Поймайте несколько капель ложкой. Попробуй! Что это?
Опыт № 5.
Нам понадобится блюдце и 5 чайных ложек воды. Подумай, куда поставить воду, чтобы блюдце кто-нибудь случайно не опрокинул. Через два-три дня посмотри цела ли вода. Что ты обнаружил?
Подбери самое точное слово.
Вода :
• Исчезла
• Пропала
• Испарилась
Опыт № 6
Возьмите две одинаковые формочки. В одну насыпьте рыхлого снега. В другую снег постепенно насыпайте и утрамбовывайте, чтобы как можно больше вошло. Взвесьте эти формочки на ладонях вытянутых рук. Какая тяжелее? Внесите формочки со снегом в тепло. Продолжайте наблюдать. Где скорее растает снег? Где оказалось больше воды?
Опыт № 7.
Наберите в банку снега. Воткните термометр в снег и наблюдайте за движением столбика, сначала он будет ниже отметки на шкале, которая называется «нуль». Про такую температуру говорят, что она ниже нуля. Потом столбик медленно ползет вверх и ненадолго остановится на нуле. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется. Только вода.
Сделайте вывод:
1. Температура снега:
• Выше нуля
• Ниже нуля
2. Температура воды:
• Выше нуля
• Ниже нуля
Опыт № 8.
На внутренней стороне формочки сделайте отметку – нарисуйте черточку. Наберите воды в банку и осторожно перелейте ее в формочку. Уровень воды должен совпадать с твоей пометкой. Теперь поставь формочку с водой в морозилку на 2-3 часа.
Достаньте формочку из морозилки. Попробуйте отыскать свою пометку!
Сделайте вывод:
1. При замерзании вода :
• Расширяется
• Не расширяется
2. Замерзшая вода занимает места :
• Больше
• Меньше
Опыт № 9.
Накройте сухой банкой цветок в горшке, наблюдение начинается через 2-3 часа. Бумажной салфеткой промокните жидкость, которая собралась капельками на дне и стенках банки. Как ты думаешь, что это?
Опыт № 10.
Над открытым чайником с горячей водой подержите тарелку со снегом или льдом из холодильника. Наблюдайте.
Вывод:
Пар поднимается из чайника, сталкивается с холодным предметом, образуются капли. Они становятся все больше и, наконец, начинают падать обратно в чайник. Пошел дождь!
Задавайте детям больше вопросов:
1. Какого цвета вода?
2. Назови прозрачные вещества.
3. Всегда ли вода прозрачная?
4. Что происходит с водой при нагревании?
5. Что происходит с водой при охлаждении?
6. Как работает термометр? Для чего он нужен?
7. Что такое пар?
8. Почему его можно назвать невидимкой?
9. При какой температуре испаряется вода?
10. Из чего состоят снежинки?
11. Где теплее: на снегу или под снегом?
12. При какой температуре вода превращается в лед?
13. Что легче вода или лед? Как это доказать?
14. Что происходит с водой при замерзании?
15. Куда уходит вода после дождя?
Этап совершенствования.
Цель: Закреплять умения применять полученные знания самостоятельно.
- Рисование на тему «Вода наша помошница», «Ледоход», «Кому нужна вода», «Давайте беречь воду» и т. д.
-Подвижная игра «Мы капельки».
-Конструирование корабликов и их запуск.
- Создание альбомов: «О воде», «Круговорот воды в природе», «Вода в жизни человека».
- Инсценировки на тему : «О воде».
- Моделирование круговорота воды в природе, фонтана и т. д.
Секреты природы – это так интересно!
Вода – самое удивительное вещество на земле.
Экспериментируйте!