Наталья Гончаренко
Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО»
Приоритетным направлением в своей работе считаю создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.
Образовательная стратегия закона «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО ориентируют дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, что, в свою очередь, провоцирует возникновение такого стратегического направления работы с педагогическими кадрами, как непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, являющегося одним из условий качества обучения и воспитания дошкольников.
Публикация «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Нормативно-правовые документы, регламентирующие требования к профессиональной компетентности педагогов
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
- ст. 47 указаны академические права и свободы педагогических работников.
- ст. 48 указаны обязанности и ответственность педагогических работников
2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и служащих (ЕКС). Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 №761н
3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155
- Согласно п. 3.4.2. ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей»
- В пункте 3.2.5. ФГОСДО перечисляются условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
4. «Профессиональный стандарт педагога» утвержден приказом Министерства труда России от 18 октября 2013 года № 544н.
Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОО, работающего в режиме развития. На первый план сегодня выходят личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе рост профессиональной компетентности педагога.
Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности.
Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.
Подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог. (схема)
Я считаю, что систематическая взаимодействие с педагогами ДОО в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
Поэтому выбранная мною работа по теме: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО»- является актуальной.
Основная цель моей деятельности: «Создание условий для совершенствования и развития профессиональных компетенций педагогов».
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1. Создать модель сопровождения для повышения профессиональных компетенций педагогов.
2. Создать условия для педагогов ДОО по овладению инновационными методиками, технологиями и внедрение их в педагогическую деятельность.
3. Оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы методической работы.
4. Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов
5. Внедрение новых форм общения и распространение опыта работы: создание творческих групп.
Перед с планированием методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, проведен анализ кадрового обеспечения ДОО. Анализ показал, что:
33% - имеют среднее - специальное образование,
67% - высшее педагогов;
имеют стаж менее 5 лет - 2 чел. /16,6%,;
от 5 до 10 лет - 3 /25%;
до 20 лет - 3 /25%;
более 20 лет – 4/33,4%,
наличие первой. категории у 8 /67%
соответствие занимаемой должности 4/33% педагогов. (таблица)
Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений мною были рассмотрены ключевые понятия: профессиональная компетентность и профессионализм.
С целью получения объективной информации, об уровне профессиональной компетентности педагогов нашего ДОО, я использовала шкалу профессиональной компетентности, разработанную на основе исследований Е. Н. Ноздриной.
Источниками информации для нее были выбраны целенаправленное наблюдение за деятельностью воспитателей и специалистов ДОО, а так же метод анкетирования. (таблица)
Полученные данные показали, что в образовательном процессе педагоги предпочитают совмещать новые и традиционные методы и формы работы, так как недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности. При этом потребность в методической помощи высказали большинство педагогов : 75 % хотели бы получить помощь при возникновении проблем.
Сами педагоги готовы делиться накопленным опытом, однако не стремятся выйти за пределы коллектива своей группы.
Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим : 41,6 % имеют низкий уровень, 33,4 %- средний и 25 %- высокий.
Полученные данные привели к необходимости поиска соответствующих условий, форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Исходя из данных результатов и поставленных задач, наиболее эффективным представилось создание и реализация в ДОО модели методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.
Чтобы методическая помощь оказалась эффективной мною был проанализирован образовательный статус, возрастной показатель и уровень квалификации педагогов. В результате которого была проведена дифференциация всего педагогического коллектива на группы. Таким образом, в ДОО было выделено 4 группы и определены формы работы. (таблица)
Для реализации поставленной цели разработала модель повышения профессиональной компетентности. Ее структура включает в себя:
1. Создание материально - технической базы.
2. Диагностика профессиональной компетентности педагогов.
3. Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.
4. Разработка плана самообразования педагогов.
5. Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.
6. Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).
7. Организация мероприятий, направленных на реализацию ФГОС ДО.
8. Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.
9. Овладение информационно - коммуникативными технологиями.
10. Использование активных методов в разных формах методической работы.
11. Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.
12. Включение педагогов в творческий поиск.
13. Мониторинг по реализации ООПДОО и мониторинг педагогических кадров.
При организации методической поддержки педагогов использую в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.
Формы работы:
• Групповая
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Распределение форм и методов (таблица)
Ведущими формами стали: семинары, семинары- практикумы, мастер-классы, творческие отчеты. Коллективные просмотры педагогической деятельности, наблюдение воспитательно-образовательного процесса, опросные методы (беседы, тестирование). Данные формы позволяют включить всех педагогов в непосредственное участие в творческой деятельности и добиваться результатов в повышении квалификации педагогических кадров.
Эффективной формой повышения профессиональной компетенции педагогов является работа творческой группы. Это Группа педагогов, которые заинтересованы во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми, где разрабатывают и внедряют педагогические и исследовательские проекты.
В течение реализации модели по повышению профессиональной компетентности педагогов мною были подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта перед педагогами ДОО.
Проведены консультации и презентации:
- «Метод проектов в образовательной работе детского сада»,
- «Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»,
- «Организация исследовательской деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС»
- "Инновационные технологии"
Такой подход учит педагогов выделять новое в работе, анализировать имеющийся опыт, условия, осознанно подходить к выбору методической темы. В процессе такой работы был освоен и внедрен в практику метод проектов. На заседании Педагогического Совета 2017 года педагоги ДОО защищали реализованные в группах проекты, учились выступать публично.
Для организации образовательного процесса в современных условиях модернизации педагоги были обеспечены необходимой информацией о новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы дошкольного образования.
Для педагогов проводились
-консультации: «ФГОС - основа модернизации дошкольного образования»;
«Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии ДОО в рамках реализации ФГОС ДО»;
«Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в соответствии с ФГОС ДО»;
«Организация предметно - пространственной развивающей среды ДОО с учетом требований ФГОС»;
семинар- практикум: «Обучение педагогов работе на компьютере»;
«Ведение рабочих программ в ДОО»;
Одним из факторов повышения профессиональной компетенции является самообразование педагогов.
С целью методической помощи педагогам в процессе самообразования была проведена консультация «Организация самообразования», где мы рассмотрели вопрос организации самообразования, оформление портфолио, сбор информации и его систематизация, так же были проведены индивидуальные консультации. Педагоги в течении года проводят работу по определенным педагогическим или методическим проблемам таким как: «Развитие художественно-творческой активности, воображения, ассоциативного мышления»,
«Организация предметно игровой деятельности в период адаптации детей раннего возраста»,
«Влияние развитие мелкой моторики рук на речь ребенка дошкольного возраста»,
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Социокультурное развитие»,
«Развитие творческого воображения у дошкольников», выявленными в результате педагогического самоанализа и осознанными в качестве необходимой для глубокого изучения.
Реализуется постоянно действующий семинар по реализации ФГОС ДО. Разработана и внедрена основная образовательная программа, рабочие программы специалистов и воспитателей.
Педагоги ДОО владеют ИКТ технологиями, методом проектирования, опытно - экспериментальной деятельностью, участвуют в дистанционных формах обучения, распространяют и обобщают свой опыт в интернет - пространстве.
В процессе самообразования педагоги повышают свое мастерство в ходе прохождения курсов повышения квалификации, основанные как на бюджетной так и на платной основе.
Первоочередной задачей для более углубленной теоретической подготовки педагогических кадров стало своевременное повышение квалификации, основанные как на бюджетной так и на платной основе.
После возвращения с курсовой подготовки каждый педагог в разных формах методической работы знакомил коллектив с новинками науки и практики в виде мини отчетов.
Данные мини – отчеты обуславливают
-понимание важности пополнения педагогических знаний;
-побуждают других педагогов своевременно получить курсовую подготовку;
-оказывают информационную, консультативную помощь;
-обогащают опыт работы;
-дают возможность пережить радость успеха публичного выступления, умение вступать в диалог, дискутировать;
-помогают организовать взаимообучение.
Еще одна из форм методической работы это организация смотров – конкурсов, которые планируются относительно задач годового плана работы. Педагоги детского сада принимали участие конкурсах, что способствует активизации работы педагогов по внедрению в работу новых технологий, выявление положительного опыта, развитию творческого потенциала, развитию режиссерских умений и навыков, стимулирование творческого поиска. В нашем ДОО прошли смотры – конкурсы «Создание развивающей среды», «Лучший физкультурный уголок», «В гостях у сказки», «Лучшей цветник».
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:
Педагоги профессионально развиваются, у них ярко выражен интерес к инновациям, они возглавляют работу творческих групп, распространяют обобщают свой опыт в ДОО, участвуют в дистанционных конкурсах.
Модель повышения профессиональной компетентности является эффективной. За последний год 75 % педагогических работников повысили уровень теоретической подготовки.
По результатам повторного исследования по шкале профессиональной компетентности педагогов - 25 % имеют низкий уровень (молодые педагоги, вновь пришедшие, 50 % - средний уровень и 25% -высокий.
По итогам мониторинга у дошкольников наблюдаются положительные тенденции в освоении основной образовательной программы. Воспитанники ДОУ являются участниками конкурсов.
Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Необходимо проводить методическую работу с педагогами, чтобы они соответствовали компетентностной модели современного воспитателя.
Список литературы
1. Волобуева Л. М., Миренко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ
2. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015
3. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
4. Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116
5. Тимофеева Л. Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013