Папки-передвижки

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта

Татьяна Большева
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта
▼ Скачать + Заказать документы

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта

Большева Т. А., старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №91», г. Новокузнецк

Корольчук Е. А., заведующая

МБ ДОУ «Детский сад №169», г. Новокузнецк

Михайлова И. В., старший воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №136», г. Новокузнецк

Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта» размещена в разделах

С возникновением перспективы интеграции России в единое европейское образовательное пространство усилился процесс модернизации российской системы образования в целом. Сегодня ставятся задачи достижения нового, современного качества дошкольного образования, которые связаны с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовывать себя как часть социума. Современному ребенку нужен современный педагог. С целью удовлетворения запроса общества возникла необходимость пересмотра требований к педагогу как профессионалу.

В настоящее время осуществляется переход на профессиональный стандарт педагога, который предназначен: - для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности,

- для оценки уровня квалификации при приеме на работу и аттестации, планировании карьеры,

- для формирования должностных инструкций.

Методисты в работе с педагогическими кадрами ориентировались в основном на критерии и показатели профессиональной компетентности, предложенной организациями осуществляющими аттестацию. Не хватало систематизированной и развернутой модели повышения профессиональной компетентности, в которой отражались бы не только базовые компетентности но и конкретные требования к профессиональным качествам педагога с указанием возможных форм методической работы.

Само понятие профессиональной компетентности пришло в педагогику из юридического языка трудовой сферы и по своей изначальной сути обозначает способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. В настоящее время в науке существует несколько определений компетентности.

Проанализировав понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А. М. Бородич, Р. С. Буре, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др., мы выделили несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог :

- стремление к личностному развитию и креативность;

- мотивация и готовность к инновациям;

- понимание современных приоритетов дошкольного образования;

- способность и потребность в рефлексии.

Но до недавнего времени отсутствие единого взгляда на сущность и классификацию профессиональной компетентности затрудняло согласованную методическую работу в направлении ее повышения, так как не было единой системы требований к профессиональной компетентности педагога и формам работы с ней. Ситуация начала меняться с внедрением Профстандарта, предъявляющего конкретные требования к педагогу ДО, в которых находят свое отражение основные положения компетентностного подхода.

Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

• Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.

• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Это общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности в направлении обучение, воспитание и развитие ребенка. И предъявляет ряд конкретизированных требований к профессиональным качествам. За основу мы взяли эталонную модель профессиональных компетентностей педагогических работников, разработанную Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», т. к. она представляется нам наиболее полной.

Интеллектуально-педагогическая компетентность :

-Предметная компетенция

-Организационно-методическая компетенция

-Диагностическая компетентность компетенция

-Аналитическая и оценочная компетенция

-Прогностическая компетенция

• Информационная компетентность :

- Информационно-поисковая и информационно-аналитическая компетенция

- Информационно-технологическая компетенция

• Коммуникативная компетентность :

-Социально-коммуникативная компетенция

- Организационно-коммуникативная компетенция

• Личностная компетентность :

-Компетенция саморазвития и самовыражения

- Рефлексивная компетенция

К выделенным компетенциям подвели требования предъявляемые профстандартом.

Соответствие этим требованиям позволяет развивать компетенции, тем самым повышая уровень профессиональной компетентности педагога ДОО в целом.

Результатом этого стало создание и апробация модели методической и организационной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Изучив опыт ДОО г. Новокузнецка в направлении повышения профессиональной компетентности педагогов, нами была разработана ориентировочная модель повышения профессиональной компетентности, которая так же включает в себя формы методической работы по развитию этих компетенций. За основу мы взяли эталонную модель профессиональных компетентностей педагогических работников, разработанную Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов. Таким образом, нами были определены основные направления модели, направленной на повышение компетенции педагогов. Для этого были определены пути развития профессиональной компетентности педагогов :

• работа в методических объединениях и творческих группах;

• исследовательская, экспериментальная деятельность;

• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

• различные формы педагогической поддержки;

• активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

• обобщение собственного педагогического опыта.

Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности важно создание определенных условий. Каждый педагог должен иметь возможность:

- систематически проходить курсов повышения квалификации

- изучать современную методическую, педагогическую литературу

- посещать обучающие семинары, практикумы и т. д.

- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами

- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности

- изучать информационно-компьютерные технологии

- участвовать в конкурсах профессионального мастерства

- участвовать в реализации проектов по ДОО

- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок

- осуществлять работу по самообразованию.

Для разработки эффективной модели повышения профессиональной компетентности педагога, нами был проведен предварительный анализ передового опыта организации повышения профессиональной компетентности в дошкольных образовательных организациях г. Новокузнецка. Педагоги повышают квалификацию через различные формы: курсы при педагогическом колледже, дистанционные курсы при «Институте новых технологий в образовании», при ООО «Издательство «Учитель», наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в ДОУ охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику. Эффективным методом повышения квалификации является самообразование, в том числе участие в различных вебинарах, семинарах, конференциях.

Методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов. Предложенная модель плана повышения профессиональной компетентности педагогов может стать методической базой для внедрения профстандарта педагога в ДОУ. Модель повышения профессиональной компетенции педагога ДОО является скорее матричной и для каждого конкретного ДОУ должна быть адаптирована на основе диагностических исследований и актуального уровня профессиональной компетентности педагогов.

Список литературы

1. Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 N 43326) [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.garant.ru

2. Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 2014. – 133 с.

3. Введенский, В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. – 2013, № 4. – С. 21-31.

4. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М. : Айрис-пресс,2008.- 208 с.

5. Лукьянова, М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / М. И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 1. С. 5–21.

6. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 1. С. 8–14.

7. Ямбург, Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? [Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург // Новая газета. – 2017. – № 1. – С. 40–48. – Режим доступа: https:// www.novayagazeta.ru

Публикации по теме:

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качеств образования по подготовке детей.

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений Педагогика – одна из сфер повышенной речевой ответственности, где важность речевого поведения преподавателя, последствия его умения (неумения).

Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов» Деловая игра для воспитателей. "Повышение экологической компетентности педагогов" Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического.

К вопросу о профессиональной компетентности воспитателя ДОО К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ В Российской Федерации предполагается непрерывное профессиональное образование.

Понятие профессиональной компетентности педагога ДОО. Требования к профессиональной компетентности педагога Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие» «Методическое.

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей .

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 15:32
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Большева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД