Татьяна Большева
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта
Большева Т. А., старший воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №91», г. Новокузнецк
Корольчук Е. А., заведующая
МБ ДОУ «Детский сад №169», г. Новокузнецк
Михайлова И. В., старший воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №136», г. Новокузнецк
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО как условие внедрения профстандарта» размещена в разделах
С возникновением перспективы интеграции России в единое европейское образовательное пространство усилился процесс модернизации российской системы образования в целом. Сегодня ставятся задачи достижения нового, современного качества дошкольного образования, которые связаны с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовывать себя как часть социума. Современному ребенку нужен современный педагог. С целью удовлетворения запроса общества возникла необходимость пересмотра требований к педагогу как профессионалу.
В настоящее время осуществляется переход на профессиональный стандарт педагога, который предназначен: - для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности,
- для оценки уровня квалификации при приеме на работу и аттестации, планировании карьеры,
- для формирования должностных инструкций.
Методисты в работе с педагогическими кадрами ориентировались в основном на критерии и показатели профессиональной компетентности, предложенной организациями осуществляющими аттестацию. Не хватало систематизированной и развернутой модели повышения профессиональной компетентности, в которой отражались бы не только базовые компетентности но и конкретные требования к профессиональным качествам педагога с указанием возможных форм методической работы.
Само понятие профессиональной компетентности пришло в педагогику из юридического языка трудовой сферы и по своей изначальной сути обозначает способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности. Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления. В настоящее время в науке существует несколько определений компетентности.
Проанализировав понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А. М. Бородич, Р. С. Буре, М. И. Лисина, В. С. Мухина и др., мы выделили несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог :
- стремление к личностному развитию и креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- понимание современных приоритетов дошкольного образования;
- способность и потребность в рефлексии.
Но до недавнего времени отсутствие единого взгляда на сущность и классификацию профессиональной компетентности затрудняло согласованную методическую работу в направлении ее повышения, так как не было единой системы требований к профессиональной компетентности педагога и формам работы с ней. Ситуация начала меняться с внедрением Профстандарта, предъявляющего конкретные требования к педагогу ДО, в которых находят свое отражение основные положения компетентностного подхода.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
• Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
• Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
• Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Это общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения в соответствии со спецификой.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности в направлении обучение, воспитание и развитие ребенка. И предъявляет ряд конкретизированных требований к профессиональным качествам. За основу мы взяли эталонную модель профессиональных компетентностей педагогических работников, разработанную Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», т. к. она представляется нам наиболее полной.
• Интеллектуально-педагогическая компетентность :
-Предметная компетенция
-Организационно-методическая компетенция
-Диагностическая компетентность компетенция
-Аналитическая и оценочная компетенция
-Прогностическая компетенция
• Информационная компетентность :
- Информационно-поисковая и информационно-аналитическая компетенция
- Информационно-технологическая компетенция
• Коммуникативная компетентность :
-Социально-коммуникативная компетенция
- Организационно-коммуникативная компетенция
• Личностная компетентность :
-Компетенция саморазвития и самовыражения
- Рефлексивная компетенция
К выделенным компетенциям подвели требования предъявляемые профстандартом.
Соответствие этим требованиям позволяет развивать компетенции, тем самым повышая уровень профессиональной компетентности педагога ДОО в целом.
Результатом этого стало создание и апробация модели методической и организационной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Изучив опыт ДОО г. Новокузнецка в направлении повышения профессиональной компетентности педагогов, нами была разработана ориентировочная модель повышения профессиональной компетентности, которая так же включает в себя формы методической работы по развитию этих компетенций. За основу мы взяли эталонную модель профессиональных компетентностей педагогических работников, разработанную Региональным научно-методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».
Методическая работа в дошкольном образовании традиционно заключается в оказании системной помощи педагогам дошкольного образовательного учреждения в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности. Другими словами, методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов. Таким образом, нами были определены основные направления модели, направленной на повышение компетенции педагогов. Для этого были определены пути развития профессиональной компетентности педагогов :
• работа в методических объединениях и творческих группах;
• исследовательская, экспериментальная деятельность;
• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• различные формы педагогической поддержки;
• активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
• обобщение собственного педагогического опыта.
Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности важно создание определенных условий. Каждый педагог должен иметь возможность:
- систематически проходить курсов повышения квалификации
- изучать современную методическую, педагогическую литературу
- посещать обучающие семинары, практикумы и т. д.
- участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
- участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности
- изучать информационно-компьютерные технологии
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства
- участвовать в реализации проектов по ДОО
- иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
- осуществлять работу по самообразованию.
Для разработки эффективной модели повышения профессиональной компетентности педагога, нами был проведен предварительный анализ передового опыта организации повышения профессиональной компетентности в дошкольных образовательных организациях г. Новокузнецка. Педагоги повышают квалификацию через различные формы: курсы при педагогическом колледже, дистанционные курсы при «Институте новых технологий в образовании», при ООО «Издательство «Учитель», наблюдение и анализ работы передовых педагогов, самообразование, участие в методических объединениях, педсоветах, семинарах. Повышение квалификации в ДОУ охватывает всех педагогов и проходит по перспективному графику, учитывающему сроки прохождения аттестации, квалификацию сотрудников, сроки последнего прохождения курсов и тематику. Эффективным методом повышения квалификации является самообразование, в том числе участие в различных вебинарах, семинарах, конференциях.
Методической работе в ДОО отводится ведущая роль в процессе интенсификации педагогического труда, развития профессиональной компетентности и активизации деятельности педагогов. Предложенная модель плана повышения профессиональной компетентности педагогов может стать методической базой для внедрения профстандарта педагога в ДОУ. Модель повышения профессиональной компетенции педагога ДОО является скорее матричной и для каждого конкретного ДОУ должна быть адаптирована на основе диагностических исследований и актуального уровня профессиональной компетентности педагогов.
Список литературы
1. Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2016 N 43326) [электронный ресурс] / режим доступа: https://www.garant.ru
2. Безрукова, B.C. Словарь нового педагогического мышления / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 2014. – 133 с.
3. Введенский, В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. – 2013, № 4. – С. 21-31.
4. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. М. : Айрис-пресс,2008.- 208 с.
5. Лукьянова, М. И. Профессиональная компетентность педагога : теоретический анализ понятия / М. И. Лукьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 1. С. 5–21.
6. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения / А. А. Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. № 1. С. 8–14.
7. Ямбург, Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? [Электронный ресурс] / Е. А. Ямбург // Новая газета. – 2017. – № 1. – С. 40–48. – Режим доступа: https:// www.novayagazeta.ru