Наталья Упорова
Проект «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект:
«Создание модели методического сопровождения педагогов БМАДОУ «Детский сад №7в условиях реализации ФГОС ДО»
Автор проекта:
Методист БМАДОУ «Детский сад №7»
Упорова Н. В.
Содержание
I Введение
1.1 Актуальность
1.2. Обоснование содержания проекта
1.2.1. Особенности методической работы в ДОО
1.2.2. Цель и задачи проекта
1.2.3. Срок реализации и участники проекта
1.2.4. Ожидаемые результаты и риски
II Этапы и механизмы реализации проекта
Публикация «Проект „Модель методического сопровождения педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
2.1 1 этап. Подготовительный
2.2. 2 этап. Механизмы реализации проекта
2.3 3 этап. Заключительный. Анализ выполненной работы.
III Фотоотчет о реализации проекта
I Введение
1.1.Актуальность
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. («Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»). Одной из задач Стратегии является «создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты».
Так как ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм, то достижение нового современного качества дошкольного образования, предполагает и новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом. Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОО.
Поэтому в настоящее время важнейшая роль отводится методическому сопровождению воспитательно - образовательного процесса, главной целью, которого является формирование готовности педагога к применению своих профессиональных компетенций.
1.2. Обоснование содержания проекта
1.2.1. Особенности методической работы в ДОО
Наш детский сад открыл свои двери для воспитанников совсем недавно. Лицензию на осуществление образовательной деятельности детский сад получил в середине 2015 года. В ДОО функционирует 11 групп. Средний возраст педагогов 30 лет. Большинство педагогов свою педагогическую деятельность начали в стенах нашего детского сада
В связи с введением и реализацией ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности. Это ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.
Изменение подходов к методическому сопровождению деятельности педагогов в условиях модернизации системы дошкольного образования способствует обострению противоречия между многообразием концептуальных подходов к сопровождению педагога в развитии профессиональной компетентности и отсутствием разработанных, апробированных методик сопровождения деятельности педагога в реализации ФГОС ДО.
1.2.2. Цель и задачи проекта
Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации педагогической деятельности, а условия сложившиеся в нашем ДОО выявили проблему: поиск, разработку и внедрение эффективных форм организации системы методического сопровождения педагогов для повышения их профессионализма в условиях реализации ФГОС ДО.
Объект проектной деятельности: профессиональные компетенции педагога в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования.
Предмет проектирования: – создание управленческих и методических условий для сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОСДО
Это определяет цель проекта: создание модели методического сопровождения педагогов ДОО, способствующей овладению педагогами профессиональными компетентностями и повышению качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. разработать или внести изменения в локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО;
2. оптимизировать структуру функционирования методической службы ДОО;
3. изучить уровень профессиональной подготовки педагогов, их затруднений и потребностей;
4. создать условия для педагогов ДОО по овладению инновационными методиками, технологиями и внедрять их в педагогическую деятельность;
5. оказывать методическую помощь педагогам в развитии профессиональной компетентности через различные формы методической работы и управлять процессами повышения квалификации;
6. совершенствовать единую базу информационного пространства, управленческой и научно – методической документации, концентрировать ценный опыт достижений в образовательной практике.
1.2.3. Срок реализации и участники проекта
Проект долгосрочный. Срок реализации проекта 1 год
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги.
1.2.4. Ожидаемые результаты и риски
Созданная модель сопровождения педагогов должна сформировать условия, связанные с кадровым потенциалом ДОО и способствовать овладению педагогами профессиональными компетентностями, способствующими обеспечению качеству дошкольного образования.
Риски:
1. в связи с изменением состава педагогических работников может быть недостаточно запланированных мероприятий;
2. сложности в отслеживании качества реализации образовательной программы.
Пути решения:
1. продление длительности проекта, внесение изменений в план методической работы;
2. использование внешних ресурсов (интернет, материалы ресурсного центра БГО «Сопровождение процессов реализации ФГОС дошкольного образования в ДОО»).
II Этапы и механизмы реализации проекта
2.1 1 этап. Подготовительный.
Содержание работы:
• Изучение нормативно-правовых документов и методической литературы по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
• Ревизия разработанных в ДОО, локальных нормативных актов по организации образовательной деятельности и методической работе.
• Изучение профессионально-развивающей среды ДОО.
• Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их затруднений и потребностей.
2.2. 2 этап. Механизмы реализации проекта.
План работы:
№п\п Сроки Содержание Результат
1 Разработка ЛНА:
- «О методическом объединении педагогических работников»
- «Об инициативной творческой группе»
- «О ИОМ педагогов» Принятие ЛНА
2 В соответствии с ЛНА определить схему функционирования методической службы ДОО Разработанную схему довести до сведения педагогических работников ДОО
3 Разработка анкет для изучения затруднений и запросов педагогов, достижений педагогов, а так же диагностических карт по организации педагогического процесса Создание банка материалов для изучения и анализа функционирования методической службы ДОО
4 Провести анкетирование педагогов, мониторинг воспитательно-образовательного процесса. Проанализировать полученные данные и определить направления работы.
5 Составить план прохождения курсовой подготовки педагогов ДОО Обучить педагогов по различным программам на курсах повышения квалификации
6 Разработать план методической работы С учетом затруднений и запросов педагогов внести необходимые дополнения в план методической работы на год
7 Разработка методических рекомендаций для педагогов. Подготовка и оформление материалов для обсуждения на различных структурных уровнях: индивидуальном или групповом.
8 Организация и проведение запланированных мероприятий на всех структурных уровнях, используя различные формы и методы работы. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов
9 Разработать план работы в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов
10 Пополнять единую базу информационного пространства Создание информационного поля: формирование банка инноваций ДОО, обеспечение педагогов ДОУ материалами по развитию инновационного потенциала.
2.3 3 этап. Заключительный. Анализ выполненной работы.
Основной вектор методической работы в ДОО должен быть направлен на повышение качества образования, как стратегии повышения профессионализма педагогов.
В результате реализации проекта разработаны ЛНА: «О методическом объединении педагогических работников», «Об инициативной творческой группе», «О ИОМ педагогов».
Для повышения уровня педагогических компетенций педагогов была разработана модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, предполагающая уровневую структуру методической работы ДОО.
1. Групповой уровень
Педагогический совет – это коллегиальный орган управления ДОО, который обеспечивает выработку концепции развития, принятие образовательных программ; обсуждение вопросов содержания, форм и методов образовательной деятельности; планирование образовательной деятельности ДОО и др.
Методический совет – является совещательным общественным органом, созданным в целях обеспечения координации деятельности педагогических объединение педагогов, структура, которая формируется из опытных педагогов, способных к творческой работе.
Методические объединения – добровольные профессиональные объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. В нашем ДОО это: «Педагогическая мастерская», «Мастерская ценностных ориентаций и отношений», «Мастерская нестандартных идей», «Студия коррекционной работы».
Инициативные творческие группы - временные объединения педагогов, создающиеся для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, для участия в мероприятии фестивального движения, конкурс и др.)
Отдельное место занимает объединение педагогов связанное с наставничеством. Организация этого направления необходима для педагогов, находящиеся на этапе становления.
2. Индивидуальный уровень.
Задача методиста оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Также структурными компонентами методической службы дошкольного учреждения являются аттестационная комиссия ДОО и Психолого-Медико-Педагогический консилиум.
Разработанная модель сопровождения педагогов позволила получить следующие результаты: 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по разным темам и направлениям. Динамика творческой активности педагогов участия в профессиональных конкурсах различного уровня возросла с 10% в 2017 г. до 15% в 2018 г. Проведенная работа позволила обеспечить качество аттестационных процессов: первую квалификационную категорию в 2017-2018 г. получили 33% педагогов. Педагоги принимали участие в традиционных муниципальных Рождественских образовательных чтениях, городской Ярмарке педагогических идей и других мероприятиях для педагогов муниципального уровня.
Организация работы методических объединений и инициативных творческих групп способствовала качественной подготовке и проведению выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий среди педагогов ДОУ, таких как «Лучший участок», «Конкурс проектов», «Смотр лэпбуков» и др. Педагоги, воспитанники и родители приняли участие во многих мероприятиях муниципального уровня, например, «Я - сам», «Веселый калейдоскоп» и др. А так же проведения на базе нашего ДОО городского Экологического квеста для детей старшего дошкольного возраста.
Результатом проекта является создание банка материалов для изучения и анализа функционирования методической службы ДОО: анкеты для изучения затруднений и запросов педагогов, а так же методические карты, как инструмент фиксации методического сопровождения и как инструмент управления развитием потенциала педагогов.
Методический кабинет пополнился материалами консультаций, открытых мероприятий, организованных для педагогов и методическими рекомендациями по различным темам, материалами работы методических объединений.
Таким образом, поставленные задачи решены. Модель методического сопровождения педагогов ДОО создана. Структура методической службы позволила рационально использовать педагогический опыт и творческие возможности педагогов.
Последующая работа будет заключаться в совершенствовании созданной модели методического сопровождения педагогов. А именно: дальнейшее содействие развитию профессиональных качеств и создание условий для диссеминации педагогического опыта, как результата профессиональной компетентности педагога.
III Фотоотчет о реализации проекта