АНЖЕЛА БАРХАТОВА
Детско-родительский клуб «Растем и развиваемся вместе» модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. В раннем возрасте раскрывается индивидуальность ребенка, проявляется его темперамент, определяются черты характера. Именно поэтому о маленьком ребенке можно говорить как о развивающейся личности, так как в этот период закладываются основы таких качеств, как компетентность, самостоятельность, креативность и т. д. В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. В связи с чем, трудно переоценить уникальное значение периода раннего детства для последующего развития ребенка.
Публикация «Детско-родительский клуб „Растем и развиваемся вместе“ модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в ДОО» размещена в разделах
Решить проблемы раннего возраста - значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном периоде. Именно поэтому рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и прекрасно знающие особенности этого возраста. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и педагогов. Таким образом, все больше проявляется необходимость создания модели раннего сопровождения.
Сл. 2 С целью создания условий для более эффективной работы с детьми раннего возраста, привлечения внимания родителей к проблемам развития детей и для создания пространства «детский сад – семья» в нашем дошкольном образовательном учреждении - детский сад «Аленушка» разработана программа взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста, которая реализуется в рамках родительского клуба «Растем и развиваемся вместе».
Взаимодействие с родителями - успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Адаптационный период является особым периодом жизни для всей семьи : и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это серьезное испытание, сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей. Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
Соответственно, одна из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. И для этого важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Всё это осуществляется через клуб. Именно эта форма организации раннего сопровождения начала осуществляться в нашем детском саду.
Почему именно клуб? Клуб предполагает общение на равных, совместное решение проблемных ситуаций. Это одна из интересных форм работы, которая апробирована воспитателями группы раннего возраста и имела большой успех у родителей.
Педагогическая целесообразность работы клуба объясняется следующим:
во - первых, у педагога есть возможность познакомиться с семьей ребёнка, оценить их воспитательный потенциал, возможности и затруднения родителей и построить работу таким образом, чтобы она была эффективной и давала положительные результаты;
во - вторых, у родителей есть уникальная возможность поближе пообщаться с педагогами-специалистами, воспитателем и определиться с дальнейшим развитием ребёнка;
в третьих, педагог поможет скорректировать существующие противоречия и проблемы семейного и общественного воспитания,а это поможет сохранить психическое, физическое и нравственное благополучие малыша.
Работа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» предусматривает построение отношений с семьями на принципах добровольности и личной заинтересованности. Участие родителей на занятиях обусловлено необходимостью подготовки самих родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребенка в связи с его поступлением в детский сад.
Сл. 3 Для работы клуба разработана и утверждена программа, составлен тематический план. Тематика встреч определена запросами родителей и предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости. Прежде чем начать работу, были подготовлены опросники с перечнем тем на выбор родителям, затем составляется план работы по актуальным темам для родителей и готовится материал информационного и практического характера.
Программа содержит 2 раздела: практический, который предполагает работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей.
Целью программы является обеспечение психолого-педагогического и методического сопровождения родителей детей раннего возраста; оказание помощи в период первого года пребывания в дошкольной образовательной организации. Т. е. программа направлена на формирование педагогической компетентности родителей и обеспечивает психологическую комфортность детей и родителей в дошкольной образовательной организации.
Сл. 4 Родительский клуб работает в течение всего учебного года, встречи организуются один-два раза в месяц. Заседания клуба имели свободную форму проведения: семинары-практикумы, тренинги, практические занятия совместно с детьми, тематические встречи с чаепитием и т. д. На заседании клуба выносились вопросы, которые на данный промежуток времени волновали как родителей, так и педагогов ДОУ. Разбор конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в тренинговых упражнениях являются основными в работе клуба.
Вся работа направлена на формирование у родителей осознанного отношения к развитию детей, а также информирование о проблемах воспитания и развития детей раннего возраста. В частности, заседания клуба позволяют обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития детей.
Сл. 5 В работе клуба принимают участие : родители, заведующий, старший воспитатель, педагог – психолог, старшая медицинская сестра, учитель-логопед, воспитатели ясельных групп, На заседания клуба приглашаются специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, старший воспитатель и другие специалисты.
Сл. 6 Клуб строил отношения с семьями на принципах добровольности, личной заинтересованности. Клуб объединял общей проблемой и совместным поиском оптимальных форм помощи ребенку. Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также обсуждали некоторые трудности в воспитании детей.
Сл. 7 Работа носит комплексный характер. Предусмотрена также совместная работа с детьми и родителями, которая включает в себя развивающие занятия с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятиях подвижных игр, пальчиковой гимнастики, развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям раннего возраста.
Малыши вместе с родителями посещают серию занятий. Цель занятий: вызвать у детей радость от прихода в дошкольное учреждение, от занятий вместе с мамой, от взаимодействия с чужими людьми.
Занятия проходят в спокойной доброжелательной обстановке. Этому способствуют психолого-педагогические условия: активное взаимодействие родителей и детей на занятии, атмосфера и условия помещения, где проводится занятие, специально подобранное музыкальное сопровождение, которое создает положительный эмоциональный настрой на занятии.
Главное в работе клуба – это оптимизация и гармонизация отношений между матерью и ребенком, формирование потребности у родителей в совместной деятельности с ребенком. Педагогу отводится роль консультанта, обучающего родителей специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет наиболее эффективно решать поставленные задачи в развитии малыша. В целом, занятия в клубе позволяют ребенку безболезненно пережить первый год пребывания в детском саду. Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования одинаковы, то малышу легко в них сориентироваться.
Программа клуба, по нашему мнению, полностью смогла удовлетворить запросы родителей детей раннего возраста, а также повысить их педагогическую культуру, в рамках клуба были созданы для этого определённые условия. Работа клуба помогает родителям, педагогам и детям лучше понять друг друга, а в дальнейшем легко и интересно проживать всем вместе дошкольные годы.
Показателями результативности в реализации системы работы с родителями является:
- удовлетворённость работой МБДОУ;
- степенью информированности по воспитательным, образовательным, правовым вопросам.
Таким образом, деятельность по развитию детей раннего возраста довольно разнообразна и затрагивает всех участников воспитательно-образовательного-процесса в ДОО, т. е. работа ведется в триаде «Педагоги – родители – дети».
Нельзя сказать, что система работы полностью отработана и максимально эффективна: в процессе работы возникают определенные трудности, "шероховатости", но они отрабатываются – все довольно пластично и гибко. Главное, чтобы процесс адаптации и последующего развития детей раннего возраста был эффективен и способствовал сохранению физического и психического здоровья воспитанников. Также важно то, что самым маленьким жителям нашего города в нашем детском саду комфортно, уютно, о них заботятся, их любят.