Екатерина Камалиева
Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «профессиональной компетентности педагога ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» определяется как комплексная характеристика, обуславливающая эффективность общения педагога с родителями воспитанников, основанная на сформированных профессионально значимых установках и личностных качествах. Теоретических знаний о семье, специфике семейного воспитания, особенностях взаимодействия семейного и общественного воспитания, владение практическими умениями и навыками планирования и организации данного процесса.
Публикация «Пути формированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере общения с родителями воспитанников» размещена в разделах
Развитие профессиональной компетентности важно начинать с самодиагностики педагога, процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков.
В дальнейшем, ориентируясь на структуру профессиональной компетентности, проводится работа по компонентам : личностному, содержательному и профессионально-деятельностному.
Так, в личностный блок включается работа, направленная на осознание воспитателями собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формирование установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Содержательный блок направлен на формирование у педагогов ДОУ системы знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, а также знаний по вопросам подготовки детей к обучению в школе и другим вопросам.
Профессионально-деятельностный блок включает работу, направленную на организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, коммуникативными умениями, нормами этики и этикета, развитие культуры речи, наблюдательности, эмпатии.
Деление на блоки является условным, т. к. профессиональная компетентность является комплексной характеристикой. Содержание трех условно выделенных блоков взаимосвязано и взаимозависимо. Развитие установок и профессиональнозначимых личностных качеств возможно на основе формирования у педагоговопределенной совокупности теоретических знаний и практических умений. В свою очередь, развитие установок и личностных качеств приводит к дальнейшему стремлению педагога овладевать новыми знаниями, приобретать новые умения. Таким образом, развитие профессиональной компетентности возможно только комплексно, с учетом всех трех условно выделенных компонентов, а так же эффективность сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников в любой сфере во многом определяется уровнем их профессиональной компетентности.
Развитию профессиональной компетентности в общении с родителямиспособствуют следующие условия :
• наличие квалифицированной среды (поддержка со стороны более компетентных коллег, которые выступают в роли помощников, наставников, возможность применения полученных знаний и умений);
• снятие организационных, психологических и информационных барьеров;
• наращивание компетентности через освоение знаний и навыков из смежных для основной деятельности областей;
• созданием условий для понимания специалистами непрочности их компетентности, ее зависимости от их собственной заботы, о её поддержании.
Профессиональная компетентность педагога проявляется в различных сферах его профессиональной деятельности, в содержании которой доминирующее значение имеет общение участников педагогического процесса. Общение педагога с родителями воспитанников – это двухсторонний процесс, который направлен на установление педагогически целесообразных контактов с родителями, их педагогическое просвещение, обмен знаниями и опытом.
Чтобы выстроить успешное сотрудничество с родителями, педагогу необходимо обладать разнообразными качествами: широким кругозором, информированностью в сфере новых, а также популярных среди родителей методик и технологий образования, развитыми коммуникативными навыками, гибкостью, тактичностью.
В современных условиях специалисты акцентируют внимание на необходимости учета ряда положений, влияющих на характер общения :
• восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;
• установка на безоценочное общение, диалог;
• выбор актуальных тем общения;
• активизация и учет личного опыта родителей;
• вариативность содержания, форм и методов образования родителей.
Педагог ДОУ с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников характеризуется следующими показателями:
• обладает устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников;
• признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как "помощника";
• стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
• проявляет к ним внимательность, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;
• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
• учитывает социальный запрос родителей - интересы, образовательные потребности, при организации общения с ними;
• умеет планировать предстоящее общение : подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
• обладает развитыми коммуникативными навыками.
Разработанный и апробированный проект «Мы вместе!» по развитию профессиональной компетентности педагогов ДОО в сфере общения с родителями воспитанников ориентирована на следующие направления: перестройку профессиональных установок воспитателей, формирование мотивов, потребностей в профессиональном совершенствовании в сфере общения с родителями, целостность, связь теории и практики, соответствие работы современным тенденциям обновления содержания образования, принципам и требованиям к организации общения педагогов с родителями воспитанников.
Основные изменения в процессе реализации проекта происходят в содержательном и профессионально-деятельностном структурных компонентах профессиональной компетентности и проявляются в расширении знаний педагогов о семье, специфике семейного воспитания, современных принципов организации общения с родителями воспитанников; стремлении организовывать компетентное общение с родителями, поиске индивидуального подхода к каждому родителю, внедрении нетрадиционных форм и методов организации общения с родителями.