елена краева
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его компетентности, готовности осваивать новые подходы в профессиональной деятельности.
Публикация «Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
На сегодняшний день можно сделать обобщение, что понятие
профкомпетентность отражает целостный подход к специалисту: требования не только к знаниям, умениям и личностным качествам, но и к его субъектности, к наличию самостоятельной творческой позиции, к стремлению непрерывно совершенствоваться, достигая вершин в своем личностно-профессиональном становлении.
Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования меняется и методическая работа с кадрами.
Готовность педагогов дошкольного учреждения к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО представляет собой взаимосвязь трех компонентов :
• личностный компонент : это личностно-профессиональная Я-концепция в социоэкономическом, социокультурном и образовательном контекстах.
• предметно-теоретический компонент : его содержание отражает
• субъективно-концептуальная модель, образ профессиональной деятельности (система профессионально-значимых знаний, адекватных содержанию профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО) сформировавшийся у специалиста.
• практический компонент, включающий в себя систему деятельностных профессиональных способностей : исследовательских, проектировочных, исполнительских, коммуникативных и рефлексивных.
Задачи методической работы :
1. Обновление содержания эффективных методов работы с педагогами
2. Способствовать повышению квалификации педагогов путем применения активных форм в работе с ними.
3. Способствовать изменению мотивации педагога, развитию самосознания, самообразования.
Планируемый результат:
Изменение позиции педагога.
Повышение квалификации педагога.
Повышение качества организации воспитательного процесса: форм, методов, подходов в работе педагога с детьми.
В рамках данной статьи подробнее остановимся на основных этапах, раскрывающих систему методического сопровождения педагогов по повышению их профкомпетентности.
I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами. Это будет являться гарантией изменения позиции и поведения педагогов и внесения корректив в их педагогическую деятельность. Нужно, чтобы педагоги приняли ценности, декларируемые в ФГОС ДО, и у них возникла потребность в самоизменении. Основная задача этого блока работы – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством, внутренне подготовить себя к принятию идей личностно-ориентированного образования как ценности. Необходимо показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы работы использовались самые разнообразные: педагогические чтения «Педагоги-новаторы», деловые игры, кейс-технологии, открытые просмотры, практические задания «Глоссарий ФГОС ДО» и упражнения.
На II этапе организуются серии психолого-педагогических тренингов : «Мое детство», «Ребенок», «Создание ресурсных «Якорей» (НЛП, «Калоши счастья», «Плюс-минус», «Мой образ в профессии», «Мои коллеги», «Моя профессиональная роль». Результатом этих тренингов стало: умение педагога ставить себя на место ребенка, актуализация у педагогов детских воспоминаний, понимание проблем ребенка, формирование гражданской позиции и понимание своей роли в воспитательной работе, стремление к самопознанию и саморазвитию, адекватная самооценка своей профессиональной компетенции, новое профессиональное мировоззрение, установки и гуманистические принципы Итогом проводимой работы по формированию мотивационно-личностного компонента является желание педагогов работать в новой идеологии, понимание целей и задач этой работы, позитивные изменения в себе, а в конечном итоге – их переориентация на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия с детьми.
На III этапе формируется содержательный компонент готовности. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и частно-методических знаний : специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, основных принципов построения личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды. Для формирования содержательного компонента готовности использовались такие формы работы, как нормативно-правовой час «Изучаем ФГОС ДО», Педагогические советы, теоретические семинары, лекции, консультации, электронные рассылки материалов, скайп-консультации, круглые столы, семинары взаимообучения, тематические выставки, самообразовательная работа, вебинары в интернет-сообществах и пр.
На IV этапе происходит работа по формированию деятельностного компонента, включающего в себя совокупность умений, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО :
1. Проективные умения: – развитие умения выделять и точно формулировать педагогические задачи в области формирования личности детей, определять условия их решения;–при постановке педагогических задач ориентироваться на индивидуальное развитие ребенка как активно развивающегося субъекта педпроцесса;
–проектировать развитие педагогической деятельности с детьми.
2. Конструктивные умения.
Это умения: –создавать развивающую предметно-пространственную среду; –владеть приемами организации жизнедеятельности детей на гуманистической основе (позитивное оценивание дошкольников, предоставление свободы выбора, недирективные способы привлечения внимания, организация парного и группового взаимодействия и т. д.);
–педагогически целесообразно отбирать и применять сочетание форм методов и приемов в процессе организации образовательного процесса, анализировать и синтезировать методический материал.
3. Аналитико-диагностические умения.
Это умения: –анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными и заданной педагогической целью в процессе работы по программе; –владеть навыками рефлексивного анализа эффективности применяемых форм, методов, приемов и средств работы с детьми; –видеть сильные и слабые стороны своей педагогической деятельности, анализировать и обобщать свой педагогический опыт.
4. Контрольно-коррекционные умения.
Это умения: –гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации; –на основе достигнутых результатов выдвигать перспективные цели и задачи педагогической деятельности. Для формирования деятельностного компонента готовности использовались такие формы работы, как цикл семинаров-практикумов «Личностно-ориентированные технологии в образовании», семинары, объединение педагогов в творческие группы, деловые и ролевые игры, тематические коучинг-сессии, открытые просмотры и просмотр видеозаписей педагогической деятельности с последующим обсуждением и др. В процессе формирования мотивационно-личностного компонента готовности приоритетным является психологическое сопровождение, содержательного – методическое сопровождение, деятельностного – одинаково значимы и психологическое, и методическое сопровождение.
Подводя итог, важно отметить, что все, что делает педагог в отношении своего профессионального развития, он делает не только в своих сугубо личных интересах, а в интересах ребенка, на совершенствование которого направлены все усилия современного детского сада.
Старший воспитатель Краева Е. Ю.