МААМ-картинки

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений

Галина Кичаева
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогика – одна из сфер повышенной речевой ответственности, где важность речевого поведения преподавателя, последствия его умения (неумения) владеть словом, трудно переоценить. Общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога обучающимся, так и в обмене мыслями, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности как обучающихся, так и педагогов. В педагогике общение выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно речь является наиболее функциональным и профессионально значимым инструментом, с помощью которого педагог сможет передать имеющийся у него опыт, умения, навыки, знания, и именно в области педагогики речь из аспекта общечеловеческого переросла в компонент профессионально-творческий. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств -мимика, жесты, позы, интонация. «Есть 50 способов сказать «да» и «нет» и только один способ их написать. /английский писатель Б. Шоу/

Публикация «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений» размещена в разделах

2. Актуальность развития компетенций навыков публичных выступлений

Коммуникативное мастерство педагога на современном этапе в дошкольной педагогике, как и в сфере образования в целом, выдвинулось на передний план. От эффектного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы напрямую стал зависеть авторитет сотрудника, его статус в организации. Конференции, семинары, педсовет, родительское собрание — все это неотъемлемая часть работы педагога в дошкольном учреждении. Широко распространённая на сегодняшний день процедура аттестация педработников также предполагает умения самопрезентации, самопозиционирования. Педагог — авторитет для детей и родителей, а, значит, должен уметь правильно и красиво выражать свои мысли и доносить их до слушателей.

К сожалению, много лет работая в дошкольном образовании, приходится констатировать постепенный спад речевого мастерства рядовых педагогов, по долгу службы большую часть времени пытающихся в очень доступной форме донести до воспитанников новые знания. Не секрет, что, если педагог всячески избегает получения опыта публичных выступлений, его речь постепенно обедняется настолько, что остаётся только минимум, необходимый для очень простого общения с детьми. Актуальная для наших дней проблема -низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль, засорённость речи паралингвизмами - «мусорными словами» или «словами штампами». Проблема параллельного движения теории и практики: неумение взаимосвязывать теоретические изыски и практический опыт.

Программа предусматривает организацию и проведение специальных слушаний – «педчасов». Регулярность их проведения находится в зависимости от частоты планирования публичных выступлений педагогами ДОУ (РМО, семинары, конференции, педчтения и т. д.) но не реже 1 раза в месяц. Время проведения: не менее 30 минут (с 14.00- до 14.30, место проведения – музыкальный зал ДОУ.

3. Цели и задачи программы

Целью данной программы является : развитие у педагогов образовательного учреждения навыков публичного выступления, способствующих положительному позиционированию себя в социуме, развитие аудиторских компетенций слушателей.

Задачи:

• организация целенаправленного обучения педагогов навыкам выступления, преодоление психологических «страхов», неуверенности перед различной аудиторией;

• вовлечение каждого педагога в процесс публичного распространения личного передового опыта работы;

• обогащение портфолио педагога фактами успешного участия на профессиональных мероприятиях различного уровня и накопление материалов, способствующих успешному прохождению процедуры аттестации;

• сбор, обобщение и систематизация данных личностного профессионального роста каждого педагога;

• накопление практического материала для тренингов, мастер-классов.

4. Проблемные моменты, влияющие на ораторские компетентности педагога в условиях села :

1. Психические качества самой личности: отсутствие или слабость волевых качеств

К волевым качествам личности в данном случае имеется ввиду:

решительность – способность быстро выбрать цель и способ ее достижения даже в сложной ситуации выбора, когда дело связано с риском;

целеустремленность – уверенное движение к поставленной цели, готовность отдать много времени и сил ради ее достижения;

настойчивость – возможность доводить начатое дело до конца, не отступать и не сворачивать со своего пути на более легкий;

смелость – умение преодолевать растерянность и страх, даже при трезвом осознании возможных опасностей;

дисциплинированность – осознанное подчинение поведения определенным нормам и правилам;

выдержка – самоконтроль, способность с помощью усилия воли тормозить действия, препятствующие реализации задуманного;

самостоятельность – способность действовать в одиночку, без оглядки на окружающих, а также оценивать их поведение, исходя из своих собственных убеждений.

2. Степень профессионального выгорания. Характерные особенности психических, физических качеств взрослых людей. Науки, раскрывающие специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности - андрогогика (средний возраст) и геронтогогика (пожилой возраст).

3. Уровень владения материалом: поверхностное или чёткое, глубокое знание проблемы. Поиск материала – это не сбор информации. Это не только чтение научной и художественной литературы, газет, журналов. Это еще и анализ прочитанного, осмысление и определение собственных мыслей и идей по данному вопросу. В условиях села – трудности в доступе к сети Интернет, отсутствие достаточной методической литературы.

4. Языковой барьер: трудности, связанные с выступлением на не ставшим родным для выступающего языке, скудность словаря, засорённость словарными клише.

5. Отсутствие достаточного свободного времени – педагог практик на сегодняшний день вынужден готовить выступление урывками, в промежутки «Тихого часа» или дома, что в сельских условиях представляет собой трудности связанные с ведением хозяйства.

6. Зацикленность на собственном «Я», отсутствие эмпатического слушания - неумение донести до собеседника сообщение, склонность говорить самому, в крайнем случае, слышать, но не слушать.

Решение данных задач позволит в индивидуальном порядке помочь педагогам преодолеть боязнь публичных выступлений, чаще и на более высоком качественном уровне проводить мероприятия с родителями, детьми и распространять имеющийся передовой опыт работы личный и всего учреждения. Также послужит повышению компетентностного имиджа учреждения в глазах родителей и общественности.

5. Ресурсное содержание программы

«Публичное выступление - это официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.»1 По мнению автора «достаточно большая аудитория» предполагает не менее 50 человек. Но в отношении к дошкольному сообществу – любое выступление, беседу педагога с аудиторией в несколько человек можно считать, как – публичное, т. к. слово «публика» означает народ, люди и в необходимости специальной предварительной подготовки по отношению даже к подгруппе воспитанников не стоит сомневаться.

В необходимости научиться выступать заинтересованы все педагоги и поэтому участниками реализации программы могут выступать и администрация учреждения, и воспитатели и педагоги – специалисты. Соответственно Программа рассчитана на участие всего педагогического состава во главе с администрацией учреждения.

Для успешного решения поставленных программой задач необходимо ресурсное обеспечение, представленное в следующем перечне:

Кадровое обеспечение: педагоги, нацеленные на самосовершенствование (самообразование и саморазвитие).

Материально – техническая поддержка: компьютер или ноутбук с доступом в интернет, проектор, ТСО

Информационное : нормативные и локальные акты касающиеся сферы дошкольного образования, требования к качественным характеристикам современного педагога.

Методическое сопровождение: методическая литература по теме, сборники опросников, тестов. упражнений и т. д.

6. Формы и методы формирования навыков публичного выступления педагогов

Среди многообразия видов публичных выступлений в сфере дошкольного воспитания основным являются два их вида:

Информационное : цель информационного выступления – дать сведения о том или ином предмете, причём так, чтобы слушателям это было интересно.

Убеждающее - выступление в научной и политической дискуссиях, выступление за круглым столом.

Формы публичных выступлений : доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа

«Выступление обычно строится по традиционной трехчастной композиции : вступление, основная часть, заключение. Данная композиция (И. А. Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить -Воронеж: «Истоки», 2011. 169с.) традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.»2.

Вступление должно включать название доклада, объяснение цели и расшифровку содержания. Во введении также необходимо чётко сформулировать главную идею выступления.

Основная часть содержит раскрытие главной идеи выступления, освещает состояние вопроса по заявленной теме, основные тенденции её раскрытия.

Заключение: подведение итогов выступления, формулировка выводов.

Развитие навыков публичного выступления в дошкольном учреждении происходит многоступенчато:

1. Изначально это проведение занятий, бесед с воспитанниками, занятий.

2. На более высокой ступени - проведение групповых родительских собраний, выступления на общих родительских собраниях, педсоветах, мастер-классах и т. д. на уровне образовательного учреждения.

3. Далее идут: участие с докладами, сообщениями на методических объединениях муниципалитета, педагогических чтениях, семинарах, собраниях.

4. Выше – семинары, конференции, чтения, профессиональные, творческие конкурсы республиканского уровня.

5. Новая ступень – очное участие в межрегиональных, российских, международных конференциях, вебинарах и т. д.

7. Этапы работы над формированием мастерства публичных выступлений

Программа подразумевает подготовку и проведение специальных слушаний:

1. Предварительная работа над выступлением :

• Подбор и выбор темы заключается в определении главного тезиса или идеи выступления. Выступлению важно найти чёткое название, которое должно в лаконичной форме выражать основную идею выступления.

• Изучение состава аудитории заключается в изучении состава слушателей, их осведомлённости в рассматриваемом вопросе, чем можно заинтересовать аудиторию, как выступление соотносится с проблемами слушателей.

• Составление плана выступления предполагает разработку перечня вопросов, подлежащих рассмотрению.

• Сбор и обработка материала. Работа над словарём.

• Текстовое письменное оформление выступления, а также на сегодняшний день подразумевает оформление в виде иллюстрирования, фото, видео сопровождения.

2. Репетиция доклада заключается в освоении написанного полного текста речи. Необходимо заранее прочитать заготовленный текст, освоить его, что позволит во время выступления отрываться от записей и обращать внимание на слушателей, замечая их состояние и реакцию. Докладчику обязательно необходимо тщательно проработать новые слова, их смысловые значения.

С целью преодоления неуверенности, связанной с предстоящим выступлением перед незнакомой аудиторией, исключения ошибок, устранения недочётов рекомендуется предварительно выступить с речью пред коллегами по ДОУ.

3. Непосредственное выступление.

Участие слушателей в работе над выступлением

Работа над формированием компетенций публичных выступлений должна происходить в союзе: докладчик – аудитория. На этапе репетиции обязательно должна присутствовать активная позиция слушателей, заключающаяся в настрое на поиски дефекта:

• Удачность построения выступления : начало, кульминация, завершение – соблюдение временных норм;

• Бессодержательность речи;

• Нечёткость мысли

• Алогизмы;

• Однообразность и неудачность речевых конструкций;

• Наличие слов – штампов,

• Излишняя тавтология;

• Неправильные ударения;

• Неправильные окончания слов, построения слов в словосочетаниях;

Во время выступления оратора слушатели предварительно должны быть настроены на продумывание и последующее озвучивание вопросов по теме. (не менее 1-2 вопросов по содержанию). Также аудитории желательно делать краткие записи замечаний, идей, соображений по содержанию доклада.

8. Циклограмма публичных выступлений

Форма Сроки Показатели, итоги

Консультация со старшим воспитателем.

Без предварительного прослушивания аудиторией педагогов ДОУ.

Занятия с воспитанниками ежедневно Качественное усвоение программного содержания материала воспитанниками

Открытые показы занятий для педагогов ДОУ 1 раз в год Заполнение аналитической карты компетентности педагога при проведении открытых занятий

Открытое мероприятие по теме самообразования педагога 1 раз в год Коллективный анализ успешности проведённого мероприятия

Групповые родительские собрания 4 раза в год Анкетная итоговая оценка рейтинга педагога среди родителей

Общие родительские собрания не менее 1 раза в 2 года Конспект выступления, компьютерная презентация

Педагогический совет не менее 1 раза в год Конспект выступления, компьютерная презентация

Итоговый отчёт по самообразованию ежегодно Конспект выступления - отчёта, компьютерная презентация

Внутрисадовские профессиональные мероприятия (мастер-классы, педагогические чтения, педагогические ярмарки и т. д.) ежегодно Конспект выступления, компьютерная презентация, лист оценки педагогического мероприятия

Заполнение сайта ДОУ ежемесячно не менее 2 мероприятий Качественные заметки о проведённом мероприятии, фотодокументы.

С предварительным прослушиванием аудиторией педагогов ДОУ

Участие в методических объединениях педагогов муниципалитета с показом открытого мероприятия не менее 1 раза в 2 года Вся документация (конспект занятия, самоанализ, анализ занятия, запись коллективного обсуждения под протокол). Отсутствие серьёзных замечаний к качеству проведения занятия со стороны коллег.

Участие с докладом. сообщением, мастер-классом по теме самообразования на уровне муниципалитета не менее 1 раза в год Наличие всей требуемой качественно выполненной сопроводительной документацией, и компьютерной презентации. Сертификат (диплом, грамота)

Очное участие на конференции, семинаре, профессиональном конкурсе на уровне республики не менее 1 раза в 2 года Наличие всей требуемой качественно выполненной сопроводительной документацией, и компьютерной презентации. Сертификат (диплом, грамота)

Очное участие на мероприятии межрегионального, всероссийского или выше уровня, очное участие в вебинаре 1 раз в 5 лет Наличие всей требуемой качественно выполненной сопроводительной документацией, и компьютерной презентации. Сертификат (диплом, грамота)

Данная иерархия предполагает постепенное обогащение устной речи педагога разнообразием, сложностью, образностью активного словаря. Совершенно неприемлемо даже представить, что с запасом слов, достаточным для общения с дошкольниками, педагог может выступить на уровне, выше образовательного учреждения. Публичное выступление – это возможность заявить о себе, обратить на себя внимание, и от того, насколько удачно это пройдёт, во многом зависят авторитет, ролевой статус в организации или учреждении, возможность дальнейшего служебного развития выступающего.

9. Итоговые показатели развития компетенции публичных выступлений.

Педагогическая аттестация на сегодняшний день в сфере образования остаётся процедурой необязательной, проходимой педагогами по желанию. Но данная процедура как раз-таки позволяет определить уровень стремления педагога к профессиональному росту, а не только получить плюсы в материальном плане. Критерии аттестации предусматривают наличие документов о проведённых мероприятиях на самых различных уровнях, что само по себе подразумевает публичные выступления. Наличие наград с отметкой о призовых местах свидетельствуют о мастерстве педагога диссеминировать свой опыт среди коллег, успешно аттестовываться и переаттестовываться на квалификационную категорию.

На конец 2017 – 2018 учебного года итоги аттестации из 13 практикующих педагогов ДОУ № 5 представлены следующим образом:

Категория Количество аттестованных Планируемая аттестация к концу 2023г.

Без категории 2 (15%) -

1 квалификационная категория 9 (70%) 8 (61%)

Высшая квалификационная категория 2 (15%) 5 (39%)

10. Заключение

Требования ФГОС дошкольного образования касаются компетентностной составляющей любого педагога, работающего с детьми. Научить детей тому, что не умеешь сам, невозможно. Личная настроенность на качественное повышение собственного профессионализма должна стать основным пунктом плана самообразования любого педагога, только тогда он может с полным правом воспитывать детей, учить и развивать их. Умение работать над ошибками, как своими, так и чужими – качество развиваемое, вырабатываемое через практическое действо, и соответственно мастерство выступать можно развить только через практику. С этой точки зрения данная программа необходима и требует апробирования в работе с педагогами.

Приложение:

Использованная литература:

1И. А. Стернин. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить -Воронеж: «Истоки», 2011. 169с. https://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf

О. И. Асташова, О. С. Колясникова. критика речи: смысловые ошибки/ Практикум. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета., 2016г., 108с. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/40647/1/978-5-7996-1769-1_2016.pdf

Другие материалы Интернет – ресурсов:

https://studopedia.ru/9_2183_podgotovka-k-publichnomu-vistupleniyu.html

https://methodcentr.ru/metotdel/inf-met_mat/Osnovnie_elementi_programmi.pdf

https://ru.wikipedia.org/wiki

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagoga-dou-kak-podgotovit-publichnoe-vystuplenie.html

https://moluch.ru/th/1/archive/24/796/

https://www.elitarium.ru/obuchenie-princip-znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/

Публикации по теме:

Формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ в условиях ФГОС до Целью моей педагогической деятельности является: Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с введением ФГОС.

Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» Методическая разработка по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей .

Проект «Формирование профессиональной компетентности начинающих педагогов ДОУ в условиях ФГОС до» Целью моей педагогической деятельности является: Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов с введением ФГОС.

Программа развития временной компетентности педагогов ДОУ Понятие «временная компетентность» введено в науку Э. Шостромом, который под компетентностью во времени понимал особый механизм саморегуляции,.

Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей «Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самим себе помогать И. Г. Песталоцци» В современных условиях на фоне возрастающих.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Совершенствование профессиональной компетентности педагога, как средство повышения качества образования в ДОУ Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность.

Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов Тема: «Информационно-образовательная среда МБДОУ как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов». Автор: Степанова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений
Опубликовано: 8 августа 2018 в 16:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ посредством формирования навыков публичных выступлений» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кичаева (УИ 779142) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД