ольга суркова
Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Мастер-класс
«Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое сопровождение образовательной деятельности в работе старшего воспитателя для реализации в практике педагогов»
Публикация «Семинар-практикум „Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
«Речевое развитие». Раздел программы «Чтение художественной литературы» для реализации в практике педагогов
Цели и задачи:
обобщение опыта работы в определенном направлении;
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы;
активизация участников через приё мы: проблемные вопросы и ситуации;
творческие задания;
участие в обсуждении полученных результатов;
задают вопросы, получают консультации;
обсуждения собственных проблем, вопросов, разработок; высказывание своих предложения по решению обсуждаемых проблем.
реализация исследовательского подхода, который предполагает выполнение системы заданий исследовательского характера в процессе учебного познания.
Формы:
семинар-практикум для педагогов МБДОУ
лекция-беседа с использованием компьютерной презентации;
практические задания; дискуссия;
наглядный показ по теме семинара для участников мастер-класса; Оборудование:
материал для игры «Назови себя»;
раздаточный материал;
специально подготовленные пособия для участников мастер-класса;
материал для практической работы;
технические средства;
выставка методической литературы.
Методические приемы:
Демонстрация практической работы с педагогами (семинарское занятие).
Проблема, вопрос, парадокс, вводящие в тему занятия и представляющие интерес для участников.
Игровой прием.
Компьютерная презентация.
Педагогический анализ
Рефлексия (проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников мастер-класса).
Ход:
Предлагаю взять маркеры и бейджи и написать, как бы вы хотели, чтобы сегодня здесь Вас называли, и к Вам обращались.
Итак, в дошкольном образовательном учреждении практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.
Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп.
Групповые формы методической работы
педагогические советы,
семинары,
практикумы,
консультации,
творческие микрогруппы,
открытые просмотры,
работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.
2. Индивидуальные формы методической работы
самообразование,
индивидуальные консультации,
собеседования,
стажировка,
наставничество и т. д
(Звучит фоновая музыка)
(В это время воспитатели входят в зал, наклеивают стикеры на экран «Решение п
роблем», садятся за столы).
Подвожу итог ранжирования.
Итак, семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. (Предлагаю памятки участникам мастер-класса)
Начинаю работу семинара с педагогами МБДОУ.
Озвучиваю проблему на «Экране проблем»
Тема нашего семинара : «Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Развитие речи»». Раздел программы «Чтение художественной литературы»
«Современные требования к содержанию работы по образовательной области «Речевое развитие» ФГОС. п. 2.6.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; Раздел «Чтение художественной литературы». Цель:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
развитие литературной речи.
приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.
В Основной образовательной программе художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
В педагогической практике используются разные образовательные технологии. Вам было задание поработать со словарем терминов. Открываем наши словари терминов – Вопрос: «Программа – это что?». Ответ: «Содержание. Какие получить знания».
Вопрос: «Технология – это – как?». Ответ: «Система! Научить действовать со знаниями». В реализации раздела программы «Чтение художественной литературы» можно использовать технологию проектной деятельности, технологию проблемной деятельности и другие. Мы с вами разберем технологию работы с текстом и поработаем с ИКТ-технологиями.
Технология работы с текстом при знакомстве детей с художественным произведением. Воспитателю необходимо готовиться к общению с детьми посредством художественного произведения, тем боле, что сейчас тексты стали намного сложнее.
Кроме того технология работы с текстом в разных жанрах будет разная и работать надо по -
разному. Назовите, какие вы знаете литературные жанры? (словарь)
Жанры относятся к разным родам литературы: (словарь) эпос, лирика, драма.
Давайте попробуем распределить, какие жанры относятся к какому роду литературы (записываем на доске).
Эпос - роман, повесть, рассказ, басня, былина, сказка, поговорки, потешки, пословицы, колыбельные. Лирика – стихи, песни, оды, эпитафия. Драма – трагедия, комедия, фарс.
Что же такое Эпос?
Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хода жизни.
Наша задача: увидеть отношение автора к событиям, согласиться или не согласиться с ней.
Нужно поговорить об этом с детьми. Мы должны столкнуть разные мнения детей – это ценно.
Первый вопрос детям:
1. Кто хочет что-то сказать? (Это диагностика по факту, кто получил какое впечатление).
2. Кто понравился (не понравился?
3. Обратить внимание на разные человеческие качества (не сразу осуждать отрицательные, постараться понять героя, почему он сделал такое).
Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, чувств, т. е. автор не наблюдает со стороны, а сам участвует в событиях и переживает,
Наша задача: определить средства художественной выразительности, позволяющие испытать те же чувства, что и поэт (эпитет, метафора, интересные слова).
Драма – «подражание действию действием» (автор далеко, его как бы нет). Наша задача: уловить подтекст драмы.
Технология работы с текстом.
Работа с текстом художественного произведения включает в себя три этапа.
Первый этап работы к чтению. Работа с текстом до чтения:
Цель: вызвать у ребенка желание прочитать книгу, развитие у детей способности к антиципации.
В книжный уголок помещают новую книгу
• рассматривание обложки книги, рассматривание иллюстрации к тексту;
• сообщение названия произведения и фамилии, имени автора, ответы на вопросы детей.
• работа с ключевыми словами;
• высказывание предположений о содержании текста, т. е. прогнозирование - о ком и о чем будем читать.
• Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение. Второй этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
• первичное восприятие текста с установкой проверить свои предположения (заголовок, титульный лист, картинка на титульном листе).
• «Медленное чтение» – чтение с остановками (для комментария прочитанного, усиления эмоционального восприятия, включения воображения, привлечения внимания).
• вопросы по содержанию текста (на что надо обратить внимание детей в ключевых моментах, не ожидая ответов детей).
• повторное чтение текста, беседа;
• ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения по теме и содержанию текста, развитии событий, о героях.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Цель: достижение понимания на уровне смысла.
• воссоздание содержания текста при помощи иллюстраций, «живой картины» и т. п. ;
• беседа по проблемному вопросу (авторский замысел, в том числе и в нашей жизни, группе.
• рассказ о писателе;
• повторное обращение к заглавию, иллюстрации (действительно ли так, как мы думали или нет).
• элементы литературоведческого анализа текста (слова, что они выражают).
• творческие задания и их выполнение, (в том числе выполнение заданий в тетради, альбоме).
В результате мы можем составить примерную структуру НОД (непосредственно образовательная деятельность) «Чтение художественной литературы».
«Чтение художественной литературы».
1. Обращение к прочитанному на прошлом занятии. Повторение: Что и о ком читали? Кто запомнился? Что случилось? Хочется ли ещё раз послушать? И пр.
2. Перечитывание текста (по желанию ребёнка).
3. Обсуждение новой темы занятия: Что и о ком будем читать? Знакомо ли это произведение?
Если читал раньше, то что запомнилось? (рассмотри, покажи, найди).
4. «Медленное чтение», чтение с остановками нового текста.
5. Беседа о прочитанном: (непосредственно после чтения или через некоторое время, если прочитано накануне)
вопросы воспитателя.
короткий пересказ текста со зрительной опорой (по проблемному вопросу).
игра «Правда – неправда (обоснование ответов, т. е тестирование по произведению.
Для того, чтобы дети лучше почувствовали особенности жанра, языка произведения, воспитатель может предложить им:
Рассказать о самом смешном (самом грустном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки.
Драматизировать отрывки наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.
Педагог зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений.
6. Выражение отношения к прочитанному, (стимулировать разные мнения у детей) Варианты:
разыграть рассказ в лицах;
«оживление» иллюстрации и т. п. ;
Словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками- иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки к произведению они нарисовали бы.
рисование «мультика», его «озвучивание»;
придумывание вариантов развития сюжета;
задание по иллюстрированию, конструированию прочитанного и др.
7. Выполнение заданий в альбоме и на столе:
выбор «одного из многого» (верного ответа из нескольких предложенных);
составление картинки из пазлов;
распределение карточек в предложенном порядке;
рассмотрение и обсуждение того или иного рисунка;
распределение предметов на две группы;
выявление соответствия одного предмета другому.
• Найти нужную иллюстрацию из предложенных (из разных сказок). • Выполнение заданий на ПК и др.
8. Прогнозирование темы будущего чтения.
Необходимость в беседе по прочитанному очевидна, ибо любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Но нельзя забывать и о том, что ребенок, прежде всего, должен насладиться услышанным. Слишком подробный анализ может принести больше вреда, чем пользы. (Раздаю участникам семинара памятки)
Дискуссия.
«Использование в работе с дошкольниками информационно - коммуникативных технологии».
Приведите пример классического проведения с детьми викторины «Русские народные сказки» (краткие примеры).
Игру «Викторина «Русские народные сказки»» в виде компьютерной презентации и другие такие игры можно использовать в ходе образовательной деятельности с детьми по чтению художественной литературы? (Предлагаю практически проиграть викторину в виде компьютерной презентации).
Оптимизация занятий в разделе «Чтение художественной литературы».
Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий, поэтому детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется по - разному:
Тематическое чтение, в процессе которого дети приобщаются к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни;
Теоретическое чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художестве6нных особенностей
текста;
Творческое чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников;
Аналитическое чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.
Программные задачи необходимо решать во время занятия
по разным видам деятельности и вне нее.
Вопрос: а можно знакомить с художественными произведениями и закреплять знания детей не только на занятии по чтению художественной литературы?
Можно составить каталог конспектов занятий (по разным образовательным областям, построенных на материале разных художественных произведений. В работе используются русские народные сказки и авторские классические произведения. Популярные авторы: Г. Х. Андерсен, А. С. Пушкин, К. И. Чуковский. Можно использовать всевозможные сценарии сказочных постановок и конспекты НОД по сказкам. Приведите примеры… Практическое задание:
1. Педагогам надо разделиться на группы (прием «Пазлы»).(Звучит фоновая музыка).
2. Первая группа:
- Сделать сравнительный анализ оформления конспекта НОД, учитывая требования Стандарта. - Продолжить конспект и предложить свой вариант содержания организованной совместной деятельности.
3. Вторая группа:
- Составить конспект занятия, используя предложенную компьютерную презентацию.
4. Третья группа (заготовка).
Пока воспитатели выполняют задания, проводится работа с участниками мастер-класса.
Бывает, что молодые воспитатели не могут определиться в выборе задания.
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Существуют методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий, которые помогают старшему воспитателю в работе с кадрами.
Какой прием в данный момент можно использовать, чтобы активизировать неуверенного воспитателя? Я применила индивидуальную консультацию-инструктаж.
Предложила воспитателям свою заранее приготовленную заготовку, назначила им куратора – опытного педагога. На подгруппы педагоги были разделены в соответствии с уровнем педагогического мастерства – первая группа – педагоги опытные, вторая группа – педагоги среднего уровня, третья группа – педагоги молодые и давно не работавшие с детьми (низкий уровень). (Раздаю памятки для участников мастер-класса «Виды консультаций»).
Продолжается работа с педагогами в ходе семинара.
Мини-практикум. Презентация сказки.
Давайте построим универсальную схему на примере одной сказки.
«Универсальная схема. От сказки к воспитанию ребенка»
«Курочка Ряба». Русская народная сказка
Заключение.
1. Наша традиция!
- «Музыкальный дизайн» в работе с дошкольниками. (Представляют музыкальные руководители). - Вы уже отметили, что я сегодня работала с двумя аудиториями сразу. Эту форму работы вы можете применять в работе с детьми и родителями на творческих встречах, на собраниях. Приемы можно использовать разные, например «Аквариум» (внешнее кольцо наблюдает за работой внутреннего и подключается только в конце) или «Кольца Сократа» (участники могут переходить из внутреннего кольца во внешнее и наоборот).
2. Домашнее задание:
К следующему семинару «Совместная образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»». Продумать формы и методические приемы, которые можно использовать в этих видах деятельности; повторить интеграцию областей.
3. В заключение возьмите стикеры и поработайте с «Экраном проблем». Всего доброго!
Заключительная работа с участниками мастер-класса.
1. Как вы заметили, и в ваших памятках об этом сказано, на семинаре могут использоваться разные приемы. Какие приемы вы отметили для себя?
Методические приемы использованные на семинаре в работе с педагогами :
Консультация-инструктаж.
Домашнее задание.
Игровой прием.
Компьютерная презентация.
«Конструирование проблемы».
Домашняя заготовка для активизации воспитателей, персональное задание для воспитателя куратора.
2. Была ли предварительная работа? Предварительная работа:
Работа со словарем терминов.
Работа с «Экраном проблем».
Заготовка для активизации неопытного воспитателя.
Список литературы.
3. Какие запланированные ошибки или неточности вы отметили?
Не было итога (выработки рекомендаций) или резюме в конце семинара.
4. Какую форму я использовала, чтобы поработать с вами сегодня?
Мастер-клас
5. Рефлексия.