Людмила лялина
Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов
▼ Скачать +Заказ
Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие»
«Методическое психологическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений»
Сегодня в XXI веке мир преобразовывается, меняются стандарты в образовании. Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года. Их развивает Концепция модернизации российского образования на период до 2017 года и Программа развития образования в городе Москве на 10 лет. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов» размещена в разделах
А, мы педагоги в свою очередь должны их поддержать, не смотря на то, что с чем – то мы согласны, в чем-то есть сомнения.
Мой опыт в системе дошкольного образования составляет 43 года. И не могу сказать, что воспитатель не был творческой, эрудированной личностью. Мы знаем, что в моральном кодексе Российского педагога записано : педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться. Немецкий педагог Вильгельм Дистервег говорил: «Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием».
Время быстротечно, назад не вернешь, если сегодня не вложил в маленького человечка знания, навыки - завтра будем пожинать несозревшие плоды.
А это наша смена. Какие бы в стране не происходили изменения, а дети растут, развиваются. Задача совершенствуются, и мы должны воспитать всесторонне развитую личность, отвечающая современным требованиям окружающего мира. Для этого педагог не должен отставать от нововведений и модернизаций, идти в ногу с новыми требованиями, отвечая на запросы родителей, а то бывает, что молодые родители знают больше чем педагоги. С изменением социальных условий меняются и дети, у них появляются новые игры, вопросы, на которые надо правильно и грамотно ответить. Все это наводит на мысль, каким должен быть педагог сегодня, чтобы, соответствовать запросам современного воспитания. Наверное, грамотным,высококвалифицированным, творческим, конкурентоспособным по отношению к своим коллегам, имеющим возможность воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста. Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, творческие способности, которые будут развиваться в процессе самообразования. А наша задача помочь в совершенствовании педагогического мастерства, повышение профессионального и культурного уровня педагога, в обновлении знаний, что подведет его к аттестации. Ведь аттестация является высокой планкой в профессиональной деятельности педагога.
Наш коллектив стабильный и специалисты работают с большим опытом работы, но их надо умело перестраивать на современные формы и методики.
Я. А. Коменский о педагоге : «Прежде всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий…и распределить его правильно». Порою непонимание отдельными руководителями своей роли в стимулировании роста квалификации, развитии профессиональной компетентности и проведения аттестации педагогических кадров проходят в позиции стороннего наблюдателя. Педагогам трудно себя оценить, поэтому в каждом дошкольном учреждении есть его помощник – старший воспитатель, который поможет приобщить педагогов к новым технологиям : исследовательской и проектной деятельности на основе доступных и понятных ему методик. Обеспечить научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи отдельным педагогам в зависимости от опыта работы, образования и специфики. Главной целью методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, содействие повышению его эрудиции и компетентности. С этой целью используем в работе разнообразные формы: консультации (как бы ты поступил в этой ситуации, наблюдение, методические и практические семинары, дискуссии, круглые столы. Главное желание педагога и стремление к самообразованию. Сегодня предоставлены различные формы для совершенствования его компетентности : курсы повышения квалификации, тематические семинары и модули; получение высшего образования; участие в форумах и вебинарах; владение информационно - коммуникационными технологиями (ИКТ); создание собственного сайта; обобщение собственного опыта работы педагога через печатные издания
. Хочу порадоваться за молодую смену педагогов. Ведь для них открыты новые пути реализации творческих достижений. Они могут реализовать свои достижения и достижения своих воспитанников через разную сферу общения (печати в журналах, выступлениях очно - заочных в вебинарах, на научных конференциях). Было бы желание. А наша задача отметить их успехи через повышение категорий, награждений. Это и есть подготовка к аттестации. Аттестация - главный экзамен и к нему надо готовиться не за месяц. Есть педагоги, которые, воспитывают детей много лет и ни одно поколение. Они честно выполняют свои обязанности, участвуют во всех мероприятиях в пределах детского сада, но поделиться опытом с другими педагогами округа и города не хватает смелости, а сегодня для этого появились разнообразные формы общения. В данном случае им нужна помощь не только методиста, но и педагога- психолога, настроить и поддержать данного коллегу, придать уверенность в его же собственные знания, опыт и способности, так из нашего коллектива за последние года педагоги выступали с опытом на научно практической конференции:
«Ценность семьи и межпоколенных семейных отношений в народных играх» для города, для округа: «Реализация образовательных областей в контексте с ФГОС», «Интеграция непосредственно образовательной деятельности с детьми», в ресурсных центрах: «Ранняя социализация», в стажировочной площадке: «Исследовательская деятельность с детьми и родителями». Для города был организован фестиваль: «Развитие индивидуальных и творческих способностей детей посредствам включения в социокультурное пространство». Участниками были все: педагоги, дети, родители и ученики школ, домов творчества и. т. д. Опыт работы коллег напечатан в журналах: «Воспитатель», «Управление ДОУ», «Методист» и в материалах Всероссийской практической конференции
«Я - талантливый учитель и воспитатель». Такой совместный труд отвечает на вопрос повышения компетентности педагога, и мы все вместе помогаем выполнять главную задачу политики города Москвы в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образования, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного психического, физического и эмоционального развития детей, как основу успешного обучения в школе.
(программа развития дошкольного образования в городе Москве до 2020г). А нам старшим помощникам обеспечить условия в области повышения эффективности кадрового обеспечения и высокого профессионального уровня педагогических работников с внесением новых вариативных программ и совершенствование разных форм подготовки педагогов к аттестации.
Список литературы
Закон Российской Федерации об Образовании ТЦ «Сфера»,2008г -14с
Программа развития дошкольного образования в городе Москве.