Анастасия Трусова
Конспект НОД по развитию речи по произведению Л. Н. Толстого «Басня «Белка и волк»
▼ Скачать +Заказ
Цель: создать условия для развития речи на основе пересказа литературного текста.
Задачи:
обучающие задачи:
учить детей пересказывать литературный текст на основе создания искусственных ассоциаций (набор картинок - опор);
развивающие задачи :
развивать умение подбирать антонимы; упражнять в образовании однокоренных слов, подборе существительных к прилагательным.
воспитательные задачи:
способствовать проявлению положительных эмоций, коммуникативности, толерантности.
задачи, учитывающие индивидуальные особенности детей:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи по произведению Л, Н, Толстого „Басня „Белка и волк“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Толстой Л.Н.
- Темочки
создавать подгруппы для совместной деятельности детей, учитывая нерешительность и повышенную активность некоторых.
Тип занятия: комплексное.
Форма занятия: групповая, индивидуальная.
Продолжительность: 25 мин.
Участники: воспитатель, воспитанники.
Возрастная группа: старшая группа.
Оборудование: интерактивная доска.
Средства:
наглядные – наборы картинок по содержанию сказки, пособие «Волшебные колечки»;
мультимедийные – презентация; аудиозапись «Голоса леса».
литературные – басня «Белка и волк» Л. Н. Толстой; загадки.
Предварительная подготовка: подбор оборудования, материалов и средств; изготовление пособия «Волшебные колечки».
Методы и приё мы: наглядный, повышения эмоциональной активности, практический, словесный.
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
1 этап
Организационный
Воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой под аудиозапись «Голоса леса».
Прежде чем занять место за столом дети называют зверя – обитателя леса. Во время ответов дети уточняю, впадает животное в спячку или нет. 5 минут
2 этап
Работа над темой
Развитие вербально-логического мышления (разгадывают загадки, работа по презентации: выбор картинок с изображением белки и волка при наличии картинки с изображением собаки). Приложение 1.
Развитие фонематического слуха (упражнение «Какое слово не подходит?»).
Развитие восприятия (прослушивание басни).
Обогащение словаря (подбор антонимов, подбор однокоренных слов).
Развитие связной речи (беседа по содержанию; работа с пособием «Волшебные колечки» Приложение 2, 3). 15 минут
3 этап
Итог творческой деятельности Организация подведения рефлексии (самоанализу); составление продолжения сказки. 5 минут
Литература: А. Г. Арушанова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду – М., Просвещение. 1993; В. И. Ковалько. «Школа физминуток», 1-4 классы, изд. «ВАКО», Москва, 2005 г.
Ход занятия.
1 этап
Организационный
На стенах группы прикреплены различные деревья. Звучит аудиозапись «Голоса леса».
- Ребята, куда это мы попали? (В лес.)
Почему вы так думаете?
- Ну, а теперь нужно пройти к деревьям, но прежде нужно назвать лесного зверя и уточнить, впадает ли он в спячку. К любому дереву могут подойти только 4 человека (при планировании занятия воспитатель сам выбирает количество человек, разместившихся у дерева).
2 этап
Работа над темой
- Вы назвали многих жителей леса, но мы не можем ведь сегодня о всех читать. У меня для вас есть загадки о тех животных, о которых пойдёт речь на нашем занятии (на интерактивной доске презентация, на которой лесная картинка с белкой, волком и собакой; белку перемещают на дерево, волка – под дерево, а собаку убирают «за поле презентации», объясняя свой выбор). Приложение 1.
Загадки.
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом. (Белка.)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)
Развитие восприятия. Работа с пособием «Волшебные колечки» (Приложение 2,3).
Чтение басни Л. Н. Толстого «Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить :
- Пусти меня.
Волк сказал :
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала :
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Физминутка.
«Весело в лесу»
Белки рано утром встали (потягивающие движения,
Весело в лесу играли.
И по веточкам прыг-прыг (прыжки на месте!
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу (движения имитирующие походку хитрой лисы).
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос (поднимают голову и руки вверх).
Но бельчата быстро скачут,
Как же может быть иначе (прыжки на месте) ?
Тренировки помогают!
И бельчата убегают (бег на месте).
Вот голодная лисица
Грустно смотрит в небеса (ходьба на месте с поднятой головой).
Тяжело вздыхает (вдох и выдох,
Садится, отдыхает (дети проходят на свои места).
Обогащение словаря.
• Подбор однокоренных слов:
веселый, грустный.
• Подбор антонимов.
- Белка веселая, а волк….
- Белка веселится, а волк….
-Белке весело, а волку….
Развитие фонематического слуха.
• Упражнение «Какое слово не подходит?»
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
3 этап
Итог творческой деятельности
Сочинение продолжения басни.
-Ребята, в ваших наборах картинок есть ещё несколько штук. Как вы думаете, зачем они? (Сочинить продолжение басни).
Дети каждой группы рассказывают своё продолжение басни; делятся впечатлениями об услышанном и о занятии в частности.