Анна Быковская
«Витражи». Психолого-коррекционные игры с применением технологии «мозартика» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Игровую технологию «Мозартика» рекомендуется применять, если существует психологические проблемы, такие как, тревожность, агрессия, страхи, напряжение, подавленность, неуверенность в себе, нарушение коммуникабельности, а так же и аффективные нарушения. Если существуют педагогические проблемы, в виде повышенной утомляемости, трудностей обучения, СДВ, нарушение познавательной деятельности, инертности процессов. Дети с умственной отсталостью имеют как педагогические, так и психологические проблемы.
Публикация «„Витражи“, Психолого-коррекционные игры с применением технологии „мозартика“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Витраж. Витражное рисование
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» сентябрь 2015
Занятия с использованием игры я проводила в период реабилитационной смены, три раза в неделю.
Возраст детей: 7-9 лет.
Диагноз: Умственная отсталость в легкой степени.
На всех занятиях использовалась игра Витражи.
Цель: развитие внутреннего мира, коррекция эмоционального состояния, развитие познавательных способностей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков. Развитие пространственной ориентировки.
Задачи:
- расширить представление детей о цвете, цветовых оттенках и форме геометрических фигур (круг, четверть круга);
- расширение и обогащение словарного запаса;
- коррекция и развитие мыслительных навыков, внимания, памяти, мышления, речи.
-развитие умения ориентироваться относительно себя, других предметов, на игровом поле.
Все занятия делились на этапы:
1. Орг. Момент
2. Пальчиковая гимнастика
3. Выбор игрового поля
4. Объяснение нового материала (название новых оттенков, фигур, пространственная ориентировка)
5. Физ. минутка
6. Построение картинки (сюжета)
7. Рассказ
8. Закрепление
9. Впечатление
В конце каждого занятия заполнялся протокол.
Протокол занятий.
ФИО
Возраст
Методика
Дата занятия
Длительность
Название рассказа (сказки)
Сюжет
Степень увлеченности игрой
Фото
Впечатление от занятия
На первых занятиях происходило непосредственно знакомство с игрой, её правилами. Так как в «Мозартике» нет определённых правил, мы с ребятами определили условии которые нужно соблюдать для того чтобы лучше понимать и не мешать друг другу. Например:
- Внимательно слушать инструкции;
- Дать участнику игры выговорится;
- Не перебивать друг друга и т. д.
Затем мы обсуждали из чего состоит игра (Игровое поле, витражи (геометрические фигуры). Для начала детям давались простые инструкции: Например: Повтори (наложи) узор игровых полей. Затем преступали к построении простых объектов: ёлочки, грибок, лавочка, солнце и т. д.
С каждым разом занятие и задания усложнялись по инструкциям, объёму нового материала, построению, сочинению и т. д.
Огромную роль играет то, что при игре происходит речевое взаимодействие детей между собой. Зная особенности ребят с умственной отсталостью можно отметить, что у них вызывает определенную трудность построение диалогов, обсуждения, поддерживание нужной темы беседы. На занятиях дети ставятся в такие условия, что им просто необходимо общаться.
Например: Каждому ребёнку давалось небольшое количество витражей для построения. Остальные находились в общей коробке. Т. е. если ребёнку была нужна та или иная недостающая деталь он начинал ее искать либо у своего соседа, либо в общей коробке, при этом не задумываясь вступал в диалог с другими участниками, просил помощь в поиске нужной ему детали и т. д.
Так же необходимо сказать и о роли «Витражей» в развитии восприятия цвета и формы. Детям с умственной отсталостью необходимо приложить большие усилия, чтобы запомнить и узнавать, классифицировать предметы по их качествам (в данном случае цвет, форма), а тем более оттенки.
На занятиях ребята узнали новые фигуры (полукруг, четверть круга, почему они так называются. Сравнивали цвета и оттенки, фигуры по форме, размеру и т. д.
Зная особенности детей с умственной отсталость нельзя не сказать и о роли Мозартики в развитии пространственной ориентировки детей. У данной категории ребят трудности возникают не только в ориентации относительно себя, но и других предметов, а так, же на листе бумаги, в нашем случае на игровом поле.
С детьми отрабатывались такие понятия как правый (справа, левый (слева, нижний (низ, верхний (верх, угол, центр.
Все задания и инструкции в ходе цикла занятий были построены и задавались с учётом индивидуальных особенностей детей, а так с постепенным усложнение, от более лёгких к более трудным. Развивалось умение выполнять инструкцию сначала в два, а затем более действий.
Например: В начале занятий инструкции были простые (найди маленький прямоугольник, найди одинаковые фигуры, покажи центр поля, покажи правую сторону и т. д.) К концу занятий дети научились свободно ориентироваться на игровом поле и выполнять инструкции в три и более действий. Например: Найди маленький зелёный прямоугольник и положи его в правый верхний угол. Единственное что инструкцию необходимо было повторить.
С помощью этой игры и протоколов занятий легко отслеживать динамику.
Если сравнить рассказы, которые дети составляли в самом начале и конце можно увидеть, что речь стала более связной, в сюжетах появилось больше метафор, сравнений. Предложения стали более распространёнными, эмоционально окрашены.
С помощью игры «Витражи» мы определяли и близкое окружение ребёнка.
Например: Детям было дано задание построить пяти этажный дом и заселить туда себя и тех с кем бы он хотел жить в одном доме. Ребята рассказывали, кто живёт в их доме и на каком этаже. Все рассказы протоколировались.
Игра «Витражи» несёт большой реабилитационный и диагностический потенциал. Играя дети с легкой умственной отсталостью легче приобретают новые знания, умения, навыки. Игра приносит много положительных эмоций, а значит приобретённые умения прочнее закрепляются в сознании ребёнка.