Получи документы

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)

Елена Богатырева
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)

В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь АДАПТАЦИЯ – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом.

Публикация «Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)» размещена в разделах

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т. к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.

Но при организации этой работы мы испытываем некоторые трудности:

1. Одним из факторов, осложняющих адаптацию, является неблагоприятный возрастной период. Труднее всего переносят изменение условий жизни дети с 10-11 месяцев до 1,5 лет. Это в полной мере подтверждается фактами: в этом году у детей в возрасте до 10 месяцев адаптация легко протекала у 63 %, а у 37%- средняя тяжесть. В то же время у детей с 10 месяцев до 1,5 лет легкая степень адаптации -36 %, средняя -57%, тяжелая-7%.

2. Не все родители готовят детей к детскому саду: многие дети приходят с вредными привычками, не приученные к нашему режиму дня.

3. Иногда родители неправомерно сокращают сроки адаптационного периода из-за тяжелого материального положения, желания мамы продолжить учебу или боязни потерять работу.

4. Отсутствие в штате психолога затрудняет процесс обследования детей.

5. Осложнен процесс адаптации у детей с аллергопатологией, т. к. практически все они являются длительно и часто болеющими.

Но, несмотря на все выше перечисленные трудности у нас сложилась определенная система работа по данному направлению, которая дает положительные результаты.

Так легкую адаптацию в течение нескольких лет проходят более 50% наших воспитанников. В этом году процент детей с тяжелой адаптацией снизился на 4,2%, а средняя адаптация увеличилась с 39% до 43,2%. Детей с очень тяжелой адаптацией на протяжении нескольких лет. Все это стало возможным, благодаря совместным усилиям администрации, медицинского, педагогического персонала и родителей.

Для достижения оптимального результата мы опираемся на основополагающие нормативно-правовые документы федерального значения, которых больше десяти. Это:

-«Конвенция о правах ребенка»,

- Федеральный закон «Об образовании» ст. с 13 по 18, ст. 52,

- Типовое положение о ДОУ,

- Концепция дошкольного воспитания от16.06.89г. №7/1,

- Письмо Минообразования РФ от 17.06.94 г. №58 «О реализации прав детей при приеме в ДОУ»

- Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ,

-СанПиН 2.4.1.3049-13 (санитарные правила) и другие.

Кроме того, руководствуемся и локальными нормативными документами, такими как:

-Устав ДОУ,

-Годовой, перспективные, календарные и др. планы,

-Различные положения,

-Правила для родителей в период адаптации,

-Приказы «Об укомплектовании детей», «Об определении программы», «Назначение ответственных за одевание детей на прогулку», и т. д. ,

-Инструкция по распределению обязанностей сотрудников группы,

-Листы адаптации, календарь адаптации, карты нервно-психического развития,

-Должностные инструкции воспитателей.

Все эти документы способствуют правильной организации персонала в период адаптации.

Работа по организации адаптации начинается у нас задолго до поступления ребенка в ДОУ. Ежегодно мы составляем отдельный план работы с неорганизованными детьми и их родителями, который позволяет учесть социальный заказ жителей микрорайона и города, укомплектование детьми, познакомить родителей с опытом работы нашего учреждения.

В этом плане мы предусматриваем проведение мониторинговых исследований потребностей родителей, оформление: паспорта микрорайона, рекламных щитов в детской поликлинике, приглашение родителей с детьми на Дни здоровья, Дни открытых дверей и другие мероприятия; работу мини-школы для родителей по подготовке к поступлению в ДОУ, которая включает в себя знакомство с правилами для родителей, режимом дня детского сада, психолого-педагогическими рекомендациям и по оптимизации процесса адаптации и т. д.

Каждый родитель, который записывает к нам своего ребенка, получает памятку «Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение».

Одной из эффективных форм работы по подготовке детей к детскому саду считаем клуб «Малышкина школа». Разработано положение о клубе, накоплен богатый практический материал.

Основные задачи клуба:

-установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами,

-обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей,

-знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение и другие.

Занятия клуба проводятся 1 раз в квартал в соответствии с годовым планом. Данный опыт был представлен на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста и на фестивале педагогических идей «Открытый урок» и опубликован в сборнике материалов фестиваля.

Кроме того, тесно сотрудничаем со средствами массовой информации в т. ч. и по данному вопросу. Газета «Озерский вестник» напечатала 2 наших статьи с рекомендациями для родителей.

Следующий этап работы - подготовительный. На этом этапе работаем с детьми, включенными в списки. Алгоритм данной деятельности следующий:

1. Заключение Родительского договора, где подробно оговариваются все аспекты взаимоотношений.

2. Консультирование родителей специалистами ДОУ. Основное внимание предлагаем уделять здоровью ребенка, убеждаем их в том, что из всех факторов, влияющих на характер адаптации новичка этот самый важный.

3. Анкетирование родителей является хорошим подспорьем при знакомстве с семьями воспитанников. Здесь мы осуществляем сбор информации о состоянии здоровья и нервно-психическом развитии ребенка, семейных традициях, любимых занятиях малыша.

4. Прогноз вероятной степени адаптации является одним из средств, направленных на облегчение состояния детей, которое помогает предвидеть тяжелую адаптацию и вовремя принять соответствующие меры.

В этом году прогноз или оправдался, или изменился в сторону улучшения. Так легкую степень адаптации мы прогнозировали у 6 детей, на деле получилось у 11, среднюю прогнозировали у 11, по факту-9 детей, тяжелая-2, у нас-1.

5. Календарь адаптации помогает распределить поступление детей равномерно в соответствии с инструкцией по приему и обслуживанию детей в яслях в период адаптации не более 1-2 в неделю.

Следующий этап- этап наблюдений, когда ребенок уже пришел в группу. На этом этапе реализуется система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

Эта работа отражена в годовом плане детского учреждения и календарных планах воспитателей, практикуем мы и планирование комплекса мероприятий по смягчению адаптации у отдельных детей в случаях тяжелого привыкания.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно – развивающая среда в группе, которая помогает снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Мы приветствуем, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку или тарелочку, которой привыкли пользоваться дома, семейные фотографии.

Очень важным моментом является расстановка и четкая и слаженная работа персонала на группе, где адаптируются дети и всего коллектива в целом. Консультации и индивидуальные беседы с сотрудниками помогают своевременно предупредить негативные моменты и убедить их в том, что все проблемы ребенка становятся нашими профессиональными проблемами и не перекладывать вину на родителей, даже, если они не сумели соответствующим образом подготовить ребенка к детскому саду.

Все наблюдения за ребенком оформляются в листах адаптации, которые по окончании подшиваются в историю развития малыша, и в картах нервно-психического развития.

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или с тяжелой адаптацией приглашаем сначала на прогулку или во 2-й половине дня.

Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно, также постепенно новичка приучаем к системе требований детского сада.

При взаимодействии с семьями воспитанников учитываем типы семейных отношений, стремимся сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.

Важную роль в организации работы по обеспечению благоприятных условий играет контроль со стороны руководителя и медиков. В этом году прошла тематическая проверка хода адаптации. Регулярно осуществляется оперативный контроль течения адаптации.

Система информационного обеспечения, разработанная нами, позволяет своевременно собрать и проанализировать информацию о состоянии и результатах протекания адаптации в тот или иной период.

Последний завершающий этап – этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных. Медико-педагогическое совещание, которое, как правило, проходит в октябре-ноябре, позволяет подвести окончательные итоги данной работы и внести изменения в существующую модель деятельности ДОУ.

Четкая, профессиональная и продуктивная работа педагогов, медиков, участие родителей и благоприятный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Единство требований семьи и детского сада в воспитании детей Единство требований семьи и детского сада в воспитании детей Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности.

Как подготовить малыша к жизни в яслях. Памятка для родителей Уважаемые родители! Поступление ребенка в ясли - сад - важное событие для всей вашей семьи. Ваш ребенок попадает в общество сверстников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)
Опубликовано: 23 марта 2015 в 11:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД