Наталья Родионовна Васильева
Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками образовательных отношений.
Свое выступление я начала со слов В. А. Сухомлинского "Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью".
Публикация «Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Изучая ФГОС ДО, определила, что работа с родителями – это не только набор форм и методов информационного характера - это последовательная система взаимодействия педагогов, детей, и семей воспитанников, где каждый становится активным участником образовательных отношений. Поэтому возникла необходимость, корректировки принципов, подходов и содержания работы с родителями.
Изучив социальный статус родителей воспитанников моей группы, и уровень компетентности в вопросах воспитания и образования своего ребёнка и роли детского сада, я внесла коррективы в содержание работы с семьями воспитанников, который направлен на установление партнёрских отношений с родителями моих воспитанников. Таким образом, в содержание работы с родителями, основанное на традиционных формах взаимодействия, я решила внести изменения, руководствуюсь следующими задачами и принципами:
Результаты показали, что около 15% не ориентируются в специфике дошкольного образования, по прежнему приоритетом работы воспитателя считают присмотр и удовлетворение физиологических потребностей ребёнка. Почти все родители проявили интерес к тому, чем занимается ребёнок в группе, проявили доверие к воспитателю; около 85% согласны принимать активное участие в образовательном процессе.
Ориентируясь на эти показатели, я определила ряд задач
Задачи:
• приобщать родителей к участию в образовательном процессе;
• установить партнёрские отношения с родителями;
• оказывать помощь семьям воспитанников в вопросах воспитания и образования, ориентируясь на особенности каждого воспитанника;
• поддерживать педагогические возможности родителей;
• изучать и пропагандировать лучший семейный опыт;
• оптимизировать формы и методы работы с родителями.
Принципы взаимодействия с родителями определила в соответствии с ООП:
• Семья является основным получателем услуг, и центральным элементом в образовании и обеспечении качества жизни ребёнка.
• Уважение и поддержка решений, принимаемых семьёй, так как родители являются участниками образования и представляют интересы ребёнка.
• Проявление гибкости и чуткости по отношению к детям, уважения к ценностям семьи, их культурным различиям.
Определила пути решения поставленных задач по этапам:
• Аналитический. (аналитическая работа ведётся в течение всего года)
• Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения каждой семьи
• Вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве наблюдателей, затем активных участников.
• Привлечение малоактивных семей к совместным мероприятиям в качестве активных участников.
• Инициированию совместных мероприятий родителями.
• Привлечение малоактивных родителей к совместным мероприятиям родителями.
План не статичен, он может изменяться в зависимости от пожеланий родителей воспитанников, результатов анкетирования.
В соответствии с Основной образовательной Программой работу с родителями осуществляю по направлениям:информационно-аналитическое,познавательное,организационно-досуговое направление, Организационно-управленческое.
Информационно–аналитическое направление включает, в первую очередь, трансляцию (демонстрацию) положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения.
Познавательное направление:
С целью установления контакта с родителями, для согласования воспитательных взаимодействий на ребёнка провожу индивидуальные консультации, родительские собрания, провожу мастер классы на собраниях, приглашаю на занятия, готовлю буклеты, папки, организую прогулки к объекту, экскурсии.
Особо хочется отметить систематическое посещение в библиотеку, где родители сами проявили инициативу. Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство знакомит детей с книгой, библиотекой; прививает любовь к чтению, книге.
Участие родителей в работе педагогических советов помогает выявить наши общие проблемы и наметить пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», они высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.
Взаимно полезным оказалось участие родителей в работе семинара- практикума по теме «Игротерапия в семье». Участники обменялись мнениями о том, чтобы научить ребенка видеть себя и свое Я с другой стороны, оценить объективно свои поступки и желания.
Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. На основе собранных данных я выработала тактику своего общения с каждым родителем. Считаю, что родители приобретают позитивный опыт активного взаимодействия со своим ребенком.
Организационно-досуговое направление включает работу по организации совместных мероприятий с родителями и воспитанниками : реализация совместных проектов, организация театральных постановок и одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой в образе Кикиморы, папой - Дедом Морозом и многое другое приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Вместе с детьми с удовольствием принимают участие в спортивных мероприятиях. Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример и большим уважением и гордостью относится к своим родителям
Организационно-управленческое направление включает участие родителей в управлении делами группы и детского сада. Участие родителей в изготовлении, ремонте, приобретении материалов, пособий, оборудования. Дети видят наглядный пример трудовой деятельности родителей, получая при этом позитивные эмоции наглядный положительный пример, испытывают гордость за них.
Таким образом, решая поставленные задачи и добиваясь прямой заинтересованности родителей делами ребёнка в ДОУ, я проводила много бесед, привлекала в помощь инициативных родителей, пассивных родителей приглашала на занятия и другие мероприятия, активизировала родителей с помощью поощрений : грамоты, благодарности, организовывали рейтинг семьи с присвоением титулов, вознаграждение, поощрение, размещение информации на сайте.
В заключение хочется сказать, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Родители стали с большим вниманием относиться к нашим проблемам, проблемам своих детей. Стали чаще обращаться с вопросами и за консультацией. А самое главное, они стали моими помощниками в образовании детей, в создании условий современной образовательной среды, соответствующей требований ФГОС ДО. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.