Глухова Галина Петровна
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы
В начале учебного года при проверке музыкальных способностей отмечается, что некоторые дети справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Публикация «Организация индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы)» размещена в разделах
В связи с этим широко использую ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Большая роль в проведении индивидуальных занятий принадлежит методам активизации. Вот некоторые примеры методических приемов поисковой ситуации:
- придумать название тому, что услышишь;
- нарисовать то, что услышишь;
- передать в движении то, что услышишь;
- выбрать инструмент, который подходит к звучанию;
- выбрать подходящие атрибуты для данного произведения;
- подобрать иллюстрацию, подходящую к данному произведению;
- сравнить с другим произведением;
- подобрать музыку, похожую на эту;
- задать вопросы по произведению;
- использовать неожиданность (сравнение с окружающим);
- сравнить музыку с цветом;
- использовать психологический прием (видеть свое лицо во время исполнения в зеркале, пере-давая настроение музыкального произведения;
- услышать контрасты в музыке;
- подобрать стихотворение к услышанному.
Широко использую наглядный раздаточный материал, в том числе сделанный своими руками и вместе с родителями. Так, при знакомстве с ладом дети работают с карточками-перевертышами. На веселую музыку ребенок поднимает карточку с изображением «улыбки», на грустную -«перевернутую улыбку».На другом занятии у ребенка три карточки, отражающие настроение музыки: веселое - солнышко, спокойное - солнышко прикрытое тучкой, грустное - тучка. Для ознакомления детей с регистрами предлагаю поиграть в игру «Карлики – великаны». Если музыка звучит в низком регистре, ребенок приседает, в среднем – ребенок стоит руки опущены, в высоком – ребенок поднимает руки вверх. В игре «Кого встретил Колобок?» дети узнают по мелодии написанной в разных регистрах героев сказки и поднимают вверх именно своего героя (фигурки зайца, волка, медведя, лисы из настольного театра). Чтобы ребенку было интересно усваивать ритм, применяю дидактические игры «Узнай и сложи попевку», «Ритмические полоски». В каждой игре свой ритмический рисунок. Ритмические схемы меняются. Ребенок с удовольствием прохлопывает, притопывает предложенный им ритм, а также выкладывает из полосок ритмический рисунок. Отбиваем ритм не только ладошками, ногами, но и хлопаем по щечкам, коленям, стучим матрешкой, палочками, детскими музыкальными инструментами.
При знакомстве ребенка с жанрами (марш, песня, танец, предлагаю игру «Марш – песня – танец»). Ребенок слушает поочередно 3 пьесы разных жанров. После прослушивания закрывает фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов прямоугольной карточки. На ней изображение шагающего мальчика, поющей девочки, танцующих детей.
Интересны для детей музыкально – дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Также проводятся игры на детских музыкальных инструментах.
Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым. Важно научить детей с ОВЗ любить песню, дать им простейшие певческие навыки. Выбирая песенный репертуар, учитываю содержание и текст песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и т. д. Приступая к работе над пением, напоминаю, что во время пения не нужно напрягаться, сидеть или стоять надо прямо, дышать свободно и легко. В качестве подготовительного этапа к пению используется самомассаж мышц, участвующих в голосообразовательном процессе (поглаживающий, артикуляционная гимнастика (элементы гимнастики Стрельниковой). Большое значение в пении имеет дыхание. У многих детей с ОВЗ вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Чтобы увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный и экономный выдох применяю дыхательно – голосовые упражнения: подуть на снежинку, листик, пушинку; вдохнуть аромат цветка; погасить свечу (плавный и резкий выдох); изобразить шум текущей воды, ручейка – «с»; шипящего гуся – «ш»; согревание рук – «х»; фырканье ежика –«ф». Пение является для детей с ОВЗ и учебным, и лечебным средством, т. к. оно регулирует дыхание, развивает легкие, помогает вырабатывать плавную, полнозвучную речь, корригировать ее темп.
В музыкально – ритмической деятельности происходит практическое освоение основных двигательных навыков. Задачи по коррекции состояния моторной сферы, темпо – ритмической организации движений решаются через овладение ребенком разнообразными формами движений, выполняемых с музыкальным сопровождением: ходьба, бег, прыжки, поскоки, танцевальные упражнения, ритмические упражнения со звучащими инструментами. При проведении музыкально – ритмических занятий включаю в работу все виды анализаторов, опираюсь на тактильные ощущения, зрительное восприятие, стремлюсь активизировать различные психические функции, учитывая особенности индивидуального восприятия и памяти детей, регулярно и целенаправленно работаю над формированием основных мыслительных операций, над развитием словесно – логического мышления. Поощряю малейшие успехи детей, помогаю в преодолении индивидуальных затруднений.
Игры со словом так же, как и игры с пением развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность (если любую знакомую ребенку потешку «произнести» слогами, например па-па-па, та-та, придавая им определенную интонационную окраску и ритм, то ребенок поймет, о какой потешке идет речь, голосовые возможности детей (потешка произносится то со средним, то с высоким звучание, координацию движения со словом (игры «Андрей – воробей», «Две тетери», «Ваня – простота).
В работе с детьми ОВЗ творчество является средством коррекции, помогающим преодолевать неуверенность, стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память. Более доступны для них задания типа: «Спой свое имя», «Сочини мелодию к словам». Очень любят дети сочинять окончание фразы, мелодии к попевкам: «Зайка, зайка, где бывал?» и «Что ты хочешь, кошечка?» Музыкальный руководитель поет первую фразу: «Зайка, зайка, где бывал?», а ребенок пропевает свой вариант слов и мелодии (например, «На лужайке танцевал»).Некоторые дети справляются с заданием типа «Придумай и спой колыбельную для кукол». В этом случае они придумывают мелодию и пропевают ее на слоги «ля-ля-ля», «та-та-та» и т. д. Выполнение этого задания иногда усложняю: один ребенок придумывает мелодию, а другой – управляет игрушкой: танцует с ней, если первый ребенок напевает плясовую или укачивает ее, если тот поет колыбельную.
В игре на ударно – шумовых инструментах дети чаще всего импровизируют ритм, но могут справиться с заданием «Придумай и сыграй марш на барабане, бубне»,сочинить свою композицию движений, но тем не менее творческое задание заставляет их думать, стимулирует активность.
Занятия логопедической ритмикой способствуют нормализации моторной сферы и речи. Сочетание ритмически организованного текста с движением под музыку, применение игровых приемов с использованием дыхательных и артикуляционных упражнений позволяет также скоррегировать различные невротические проявления, которые обнаруживаются у детей помимо речевых дефектов, предотвратить утомление и эмоциональное перенапряжение.
Такая форма организации коррекционного обучения и воспитания обеспечивает сбалансированный режим всех видов деятельности, не допускающий физической и психологической перегрузки детей.