МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства»

Милита Зарицкая
Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства»
▼ Скачать + Заказать документы

Условия возникновения опыта

Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ работы с детьми, анкетирование их родителей показали, что семья в своем большинстве не уделяет должного внимания для становления начал личностного развития ребёнка.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ.

Темочки:

Данный опыт работы был сформулирован воспитателем Зарицкой Милитой Альгимантасовны в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №152 с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления Челябинской области г. Карталы.

Длительность работы над опытом продолжалась в течении трех лет (2011- 2014).

Цель данного опыта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство для достижения положительных результатов в развитии ребенка.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе введения ФГОС ДО.

Предполагаемый результат:

Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

Повышение педагогической грамотности родителей на основе введения ФГОС ДО ;

Повышение профессиональной компетентности педагогов;

Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Теоретическая часть

Анализ психолого-педагогической литературы

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе введения ФГОС ДО.

Организация взаимодействия семьи и ДОУ.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают :

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности

Дифференцированный подход к работе с родителями.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей;

2. Индивидуальные беседы с родителями;

3. Индивидуальные беседы с детьми;

4. Посещение семьи ребенка;

5. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре "Семья".

6. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.

7. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.

Для выявления педагогической культуры я провела анкетирование родителей.

В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:

1. Содержание семейного воспитания и вопросы повышения педагогической культуры родителей в детском саду.

2. Практические рекомендации воспитателям относительно содержания, форм и методов работы детского сада с родителями: а) изучение семей; б) педагогические беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей.

3. Повышение педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование педагогов; в) педагогический опыт; г) консультации и семинары с воспитателями.

Итак, изучение опыта работы показало, что вопросы педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.

Я использовала активные формы и методы работы с родителями :

- посещение семей воспитанников на дому;

- наглядная пропаганда,

- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Работаем по программе «Радуга» и др.)

- беседы и консультации «Ребенок и телевизор- держите дистанцию», «Зачем человеку папа», «Практикум для родителей», «Научите ребенка любить книгу», «Организация подвижных игр с детьми на воздухе в зимний период» и др

- «День Портфолио» - оформление папки успехов и достижений своего ребёнка ежеквартально;

-привлечение родителей к участию в смотрах-конкурсах («Осенняя фантазия», «Дом для пернатого друга», «Снежный городок», «Новогодняя феерия», «А у мамы моей- ручки золотые», «Рассказ о папе», «Парад шляп» и др. (

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:

Группа Количество семей Количество родителей в группе Родители-активисты Родители-исполнители Родители-наблюдатели

1 мл. гр. 25 46 8% 27% 65%

2 мл. гр. -//- -//- 27% 27% 46%

Средн. гр 28 49 26% 33% 41%

По результатам диагностики в группе на 39% увеличилось число родителей – активистов; на 33% выросло количество родителей – исполнителей, на 27% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Публикации по теме:

Конкурс поделок «Осенние фантазии»Конкурс поделок «Осенние фантазии» Предлагаю Вашему вниманию фото – отчет. В конце сентября в своей группе я объявила о начале конкурса "осенние фантазии". Участниками этого.

Взаимодействие ДОУ и семьи ДОУ и семья являются теми социальными институтами, которые осуществляют речевое воспитание и развитие словесного творчества детей до школы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства»
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 21:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства»» (включая файлы) размещена пользователем Милита Зарицкая (УИ 63160) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД