Приложение МААМ

Технологическая карта занятия по речевому развитию

Елена Письменская
Технологическая карта занятия по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию.

ДОУ МБДОУ д/с №9 «Колосок»

Группа Старший возраст «Лучики»

Воспитатель Письменская Елена Викторовна

Тема «Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога»

Цель Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» .

Публикация «Технологическая карта занятия по речевому развитию» размещена в разделах

Задачи Обучающие : Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.

Развивающие : Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним, расширять и активизировать словарный запас. Развивать внимание, восприятие, воображение.

Воспитательные: Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Поощрять желания помочь, сопереживать. Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Здоровьесберегающие: Следить за осанкой детей, обеспечить достаточное освещение в группе.

Планируемые результаты

Интегративные качества Формирование предпосылок к:

коммуникативным УУД: Умение строить монологическое высказывание, отвечать на вопросы;

регулятивным УУД: умение удерживать внимание, выполнять последовательно составление концовки сказки;

познавательным УУД: умение работать самостоятельно, поиск правильного ответа, умение выделять главные качества героев сказки;

личностным УУД: воспитывать нравственные ориентиры - бережное отношение к маме, забота о ней, умение оказывать помощь.

Конечный продукт Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» .

Критерии оценки конечного продукта -у детей сформировалось умение характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним

-дети научились применять в речи образные выражения, сравнения, понимать жанровые особенности сказки

-дети научились творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке

-проявляют интерес к умению характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним

Детская цель (проблематизация) Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке.

Методы - дидактическая игра,

- наглядные : рассматривание иллюстраций.

- словестные: чтение сказки, беседа, объяснение, вопросы, использование художественного слова

- эвристический : развитие находчивости и активности.

- мотивирующий : загадывание загадок.

Формы Подгрупповая, творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке.

Интеграция образовательных областей Речевое, познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие,

Средства обучения

Демонстрационный материал Мультимедийная презентация по теме «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога», иллюстрации к сказке, картинки к загадкам. Поляна цветов.

Раздаточный материал Листочки бумаги, цветы.

Предварительная работа Чтение сказок, инсценировка их, рисование любимых героев, рассматривание карты России.

Этапы

(в соответствии с используемой технологией) Задачи Деятельность педагога Детская деятельность Содержание Результат

Введение в ситуацию.

1-2 мин. Мотивировать детей на включение в деятельность. Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Приветствие. Участвуют в групповых действиях. Приветствие, установление зрительного контакта. Психологическая готовность детей

Вводно-организационный

1 мин. Подвести детей к отгадыванию загадок. Вовлекает в слушание.

Вводит элементы новизны Занимают свои места по кругу на ковре.

Слушают.

Получение информации. Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Начинаем наше занятие. ВЫ любите сказки? Назовите свои самые любимые. А вот хорошо ли вы их знаете, я предлагаю проверить.

Я предлагаю поиграть в игру «Угадай героя сказки». Ну что начинаем?

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания

Мотивационно-побудительный.

2-3 мин. Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Выражают собственные мысли, чувства.

Отвечают на вопросы. - Загадывание загадок: 1. Человечек деревянный

На воде и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино)

(ответы детей). Правильно.

2. Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей

.И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор (Айболит)

3. Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила.

4. Толстяк живёт на крыше

Летает он всех выше.

5 .Там три стула и три ложки

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В сказках очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, характеризующее героя сказки. Например, лисичка-сестричка…

Продолжите дальше:

Курочка -(ряба)

Конёк- (горбунок)

Ковёр- (самолёт)

Змей- (Горыныч)

Царевна- лягушка)

Петушок- Золотой гребешок)

Зайчик- побегайчик)

Баба - (Яга)

Гуси - (лебеди)

Мышка- норушка)

Иван - (царевич)

Василиса- Премудрая)

Кощей- (Бессмертный)

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете.

Внутренняя мотивация на деятельность и речевую активность.

Актуализация знаний.

1-2 мин Создать целостное представление о нанайской сказке «Айога». Дать представление о значении зеркала в жизни человека. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стимулирует любознательность, интерес.

Поощряет детей к высказываниям.

Отвечает на вопросы детей.

Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.

Отвечают на вопросы, рассказывают,

объясняют. Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога».

Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.

Динамическая пауза.

Массаж лица

1-2 мин. Поднять настроение и жизненный тонус у детей. Ставит цель перед детьми.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Эмоционально включает в действие. Активно играют.

Демонстрируют физическую активность.

Берут на себя роль. Но прежде чем мы приступим к просмотру сказки, мы с вами сделаем массаж лица.

Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыт.

Практическая работа

5-7 мин. Дать представление о значении зеркала в жизни человека. Познакомить с нанайской сказкой Обогащать и активизировать словарь по теме. Воспитывать умение работать сообща, желание отвечать на вопросы. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Стимулирует любознательность, интерес.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.

Вводит элемент новизны.

Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Наблюдают за действием воспитателя и других детей.

Ищут, находят решение.

Наблюдают за преобразованием.

Выражают собственные суждения. Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?

Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?

А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку.

Далеко на севере, где живут северные олени и белые медведи люди придумали эту сказку. А записал и рассказал нам её писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Это сказка «Айога». Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы. Дети, понравилась вам сказка?

Как звали девочку в этой сказке?

Какая Айога была в сказке?

А какая была мама Айоги?

А какая была соседская девочка?

Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Правильно ли поступила мама Айоги что отдала лепёшку?

Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?

Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружится?

Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Давайте покажем, какой должен быть человек Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении составления концовки сказки.

Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и отвечать на его вопросы.

Динамическая пауза

1-2 мин.

Поднять настроение и жизненный тонус у детей. Ставит цель перед детьми.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Эмоционально включает в действие. Активно играют.

Демонстрируют физическую активность.

Берут на себя роль. «Прочь усталость, лень и скука»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Мы к плечам прижали руки

Начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука.

Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз – два – три – четыре – пять. (Приседания)

Напоследок пошагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте)

Вот какие мы с вами трудолюбивые. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыт.

Продолжение практической работы Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»?

Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.

(Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.).

Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

Молодцы! Чтобы быть красивой мало одного красивого лица.

Айога – девочка безразличная ко всему, кроме себя, и она уже не кажется людям красивой.

Ребята, а среди нас есть дети, похожие на Айогу, которые не помогают взрослым (ответы детей)

Ребята, я думаю, вы совсем не похожи на ленивых, потому что вы всегда помогаете.

Разминка для рук

1 – 2 мин. Поднять настроение и жизненный тонус у детей. Ставит цель перед детьми.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Эмоционально включает в действие. Активно играют.

Демонстрируют физическую активность. А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять

Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать

В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем

Левой ручке отдаем

В ручку левую возьмем и опять ее пожмем

И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Рефлексия

1-2 мин. Уточнить представления детей о нравственных качествах героев сказки. Инициирует общее обсуждение.

Активизирует обсуждение.

Проявляет уважение к детским высказываниям.

Выражает признательность.

Слушают.

Выражают собственные мысли.

Обобщают.

Делятся впечатлениями Ребята я приготовила сердечки. Предлагаю подарить сердечки тому герою сказки, который вам понравился. (дети кладут сердечки рядом с героями сказки)

С какой сказкой познакомились? Чему учит нас эта сказка? А как вы помогаете родителям?

Ребята, я хочу, чтобы вы эту сказку запомнили. Никогда не будьте, как Айога, ленивые. Всегда помогайте маме.

Игра «Поляна добрых дел»

- предложить каждому ребёнку подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и прикрепить на полянку Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями слушать взрослого и выполнять его инструкции

Публикации по теме:

Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик»Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Тема занятия: Кораблик из бросового материала.

Технологическая карта НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет на тему «Первоцветы Томской области» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ознакомление с миром природы. Тема: Первоцветы Томской области. Педагогическая.

Технологическая карта занятия по математическому развитию «Возвращение радужных гномиков в Фиолетовый лес» (5–6 лет) Цель: развитие познавательных способностей дошкольников через использование игр и пособий В. В. Воскобовича Задачи: познавательные:.

Технологическая карта занятия по нетрадиционному рисованию в разных техниках «Волшебные цветы»Технологическая карта занятия по нетрадиционному рисованию в разных техниках «Волшебные цветы» Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие Тема занятия: «Волшебные цветы» Возрастная группа: вторая младшая Цель занятия:.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Технологическая карта занятия по лепке «Декоративная пластина «Бабочка» в старшей группе Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание Познакомить с приемом рельефной лепки с помощью выскабливания, процарапывания,.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Как в лес сходить и себе не навредить» 1. Тема занятия: «Как в лес сходить и себе не навредить» 2. Образовательная область: познавательное развитие 3. Возрастная группа: средняя.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группеТехнологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группе Цели: Формировать представление о транспорте и его видах. Воспитывать стремление беречь окружающую среду. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Технологическая карта занятия по ритмической пластике Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема : Музыкально –ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия по речевому развитию
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 10:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологическая карта занятия по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Письменская (УИ 502648) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД