Сона
Технологическая карта в старшей группе по рассказу А. И. Куприна «Слон»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Тема занятия: Рассказ А. И. Куприн «Слон»
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия: описание поступка героев произведения, выявление нравственных качеств через слушание рассказа
А. И. Куприна «Слон», беседу по содержанию, ИКТ-дидактическую игру и продуктивную деятельность в ходе интегрированного занятия.
Задачи занятия:
Обучающая:
Публикация «Технологическая карта в старшей группе по рассказу А, И, Куприна „Слон“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
-познакомиться с аннотацией книги, высказать свои предположения о продолжении произведения;
-понять значения слов;
-отвечать на вопросы по тексту;
-описывать события, происходящие в произведении;
-изготовить поделку
Развивающая:
-запомнить содержание произведения;
-выявлять и объяснять связь между поступком и нравственными качествами главных героев произведения;
-подводить итоги занятия, анализировать свою работу.
Воспитательная:
-проявить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;
-выявлять нравственные качества героев;
-выразить свое отношение к главным героям и к произведению;
-внимательно слушать высказывания сверстников.
Дополнительные задачи:
Игровая: принимать участие в игре
Дидактическая: закрепить знания последовательности событий, описанных в произведении Куприн «Слон»
Словарная работа: раскрыть значение слова «посапывать»
Планируемый результат занятия: дети знают содержания рассказа, описывают поступок главных героев произведения, объясняют связь между их поступками нравственными качествами, запоминают и пересказывают содержание произведения; выражают свое отношение к главным героям, внимательно слушают высказывания сверстников, участвуют в игре, изготавливают поделку.
Подготовительная работа:
-подготовка воспитателя к выразительному исполнению произведения;
-подбор иллюстративного материала к рассказу А. И. Куприн «Слон», в том числе портрета писателя и обложек его книг;
-разработка ИКТ-дидактической игры;
-подготовка материала для продуктивной деятельности
Материалы и оборудование:
-интерактивная доска, персональный компьютер;
-иллюстративная книга (хрестоматия) с произведениями художественной литературы;
-заготовки для продуктивной деятельности.
Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
Организационно-мотивационный Проявить эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). Формы организации детей: «Собрались все дети в круг». Словесный прием: использование художественного слова. Дети приветствуют друг друга, слушают стихотворение, отвечают на вопросы воспитателя Дети заинтересованы на предстоящее занятие
Этап постановки проблемы Познакомиться с аннотацией книги, высказать свои предположения о продолжении произведения -Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такой же девочкой, как и вы.
- Мы познакомимся с произведением А. И. Куприна «Слон»
-Садитесь на стульчики. Не забываете держать спины ровно.
- Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что исполнение желаний всегда делает человека счастливым. А счастливый человек доволен жизнью и практически никогда не болеет. Так и Надя, у которой исполнилось заветное желание, перестала хандрить и грустить.
-В рассказе говорится о том, как маленькая девочка заболела и её странную болезнь не могли вылечить врачи, потому что девочка не желала жить. Отец спросил у неё, что она хочет и девочка сказала, что хочет живого слона. Отец преодолел много трудностей, но привёл слона к дочери. Девочка очень обрадовалась и уже на следующий день её болезнь отступила.
- Хотите познакомиться с этим произведением (да)
В начале рассказа Шестилетняя девочка Надя не ест - не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками. Но один из них предполагает, что это «просто» потеря интереса к жизни. Что делать? Исполнять любой каприз девочки. Единственная проблема в том,
что она ничего не хочет! Её не интересуют больше ни сладости, ни куклы.
Отец очень переживает. Показано, как он не спит, ходит из угла в угол, курит и даже плачет. Но ничем не может помочь дочке.
-Предположите, как могли разворачиваться события дальше? Почему вы так думаете? У кого есть другое мнение? А что же произошло на самом деле, мы узнаем из рассказа. Аннотация произведения, высказывание педагогом личного отношения к произведению. Пересказ содержания отрывка. Побуждение детей к осознанию противоречия различных мнений, постановка проблемного вопроса. Дети выдвигают различные гипотезы, мотивируют свои предположения. Дети понимают, о чем будет произведение, настраиваются на его восприятие
Этап ознакомления с материалом Понять значение отдельных слов, запомнить содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту; выявить нравственные качества героев, объяснить связь между поступком героя и его нравственными качествами -Сначала я расскажу вам, что означают слова «Посапывать» - это сопеть негромко, время от времени, с перерывами.
-Не забывайте спины держать ровно и слушайте внимательно.
-Чтение отрывка произведения
Однажды утром она просыпается бодрей обычного. Вместо обычных серых снов ей приснился слон. Она просит у родителей слона. Папа сразу собирается, едет за игрушечным слоном.
Привозит замечательную дорогую игрушку. Этот слон может даже шевелить ушами и хоботом.
Однако Надя называет его мертвым.
Тогда отец, несмотря на сомнения жены, решается ехать в зверинец. Он договаривается там в директором, чтобы им «одолжили» маленького слона за большие деньги. Директор немец и понимает, что слону в город выходить нельзя, но у этого человека самого есть маленькая дочь, он сочувствует герою. Слона вечером проводят по улицам мимо зевак, его проводят в дом, где специально расширили проемы, манят вверх по лестнице тортом.
Ночью слона ведут в гости к больной девочке.
На другой день девочка просыпается чуть свет и прежде всего спрашивает:— А что же слон? Он пришел?— Пришел, — отвечает мама, — но только он велел, чтобы Надя сначала умылась, а потом съела яйцо всмятку и выпила горячего молока. — А он добрый?— Он добрый. Кушай, девочка. Сейчас мы пойдем к нему. — А он смешной?— Немножко. Надень теплую кофточку. Яйцо быстро съедено, молоко выпито. Надю сажают в ту самую колясочку, в которой она ездила, когда была еще такой маленькой, что совсем не умела ходить, и везут в столовую. Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижной, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверно достал бы им до окна. Девочка вовсе не испугана. Она только немножко поражена громадной величиной животного. Зато нянька, шестнадцатилетняя Поля, начинает визжать от страха. Хозяин слона, немец, подходит к колясочке и говорит:— Доброго утра, барышня. Пожалуйста, не бойтесь. Томми очень добрый и любит детей. Девочка протягивает немцу свою маленькую бледную ручку. — Здравствуйте, как вы поживаете? — отвечает она. — Я вовсе ни капельки не боюсь. А как его зовут?— Томми. — Здравствуйте, Томми, — произносит девочка и кланяется головой. Оттого, что слон такой большой, она не решается говорить ему на «ты». — Как вы спали эту ночь? Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются. — Ведь он все понимает? — спрашивает девочка немца. — О, решительно все, барышня!— Но только он не говорит?— Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель. — А вы, Томми, уже пили чай? — спрашивает девочка слона. Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны. Надя хохочет и хлопает в ладоши. Немец густо смеется. Он сам такой большой, толстый и добродушный, как слон, и Наде кажется, что они оба похожи друг на друга. Может быть, они родня?— Нет, он не пил чаю, барышня. Но он с удовольствием пьет сахарную воду. Также он очень любит булки.
Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:— Молоч-ка! Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне. Но девочка тут же вспоминает о вчерашнем и спрашивает:— А слон? Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова. Девочка хитро улыбается и говорит:— Передайте Томми, что я уже совсем здорова!
Беседа по содержанию….
1. Какой вы увидели Надю, главную героиню рассказа. (девочка грустная и печальная, общительная и добрая. Надя больна).
2. Чем больна Надя? (у нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем).
3. Что посоветовал родителям Нади самый главный доктор Михаил Петрович? (исполнять все желания Нади).
4. Какое желание появилось у больной девочки Нади? (она захотела увидеть слона).
5. С чем возвращается папа через полчаса, думая, что выполнил желание дочери? (с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом. На слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков).
6. Как Надя отнеслась к этому слону? (смотрела на игрушку равнодушно).
6. Как закончился рассказ?
-Послушайте еще раз, как «Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была еще здорова, кричит на весь дом, громко и нетерпеливо:— Молоч-ка! Услышав этот крик, мама радостно крестится у себя в спальне.»
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду читать начало предложения, а вы вспомните, чем оно заканчивается.
-Ребята, вспомните, я задала вам вопрос: как могли разворачиваться события дальше?
-Теперь мы знаем, чем закончилась эта удивительная история, и можем даже родителям рассказать.
-Давайте немного разомнемся и подвигаемся.
Физминутка
Мы потопаем немножко
Мы похлопаем немного
Мы присядем, быстро встанем
Головой мы покачаем
Покружимся а потом
Заниматься мы идем. Словарная работа. Выразительное чтение отрывка произведения. Беседа с детьми по содержанию сказки. Выборочное чтение. Прием повторного чтения. Прием «закончи предложение» Дети внимательно слушают произведение, отвечают на вопросы воспитателя по содержанию произведения, слушают фрагменты произведения, дети заканчивают предложения, начатые воспитателем, словами рассказа Дети знают содержание рассказа, отвечают на вопросы воспитателя о последовательности событий, называют качества характера главных героев, раскрывают мотивы поступков
Этап практического решения проблемы Принимать участие в игре и практической деятельности -А теперь давайте поиграем, сегодня мы будем играть в игру «Крестики-Нолики».
Только вместо крестиков у нас будет девочка, а вместо ноликов слон.
Вам нужно по очереди ответить на мои вопросы и перенести изображения девочки и слона в квадратик. Играем до того, как кто-то из вас победит.
Напоминаю Вам, при работе с интерактивной доской руки у вас должны быть чистыми и сухими, работаем с доской на расстоянии вытянутой руки. Во время игры передвигаем предметы на экране только с указательным пальцем.
(ИГРА)
Вопросы к игре:
1. Как звали главную героиню рассказа? (Надя)
2. Сколько лет было Наде? (6 лет)
3. Чем по словам доктора болела Надя? (Равнодушием к жизни)
4. Каким способом можно было вылечить Надю? (Развеселить ее)
5. Что попросила у отца девочка? (слона)
6. Где отец достает живого слона для дочери? (в зверинце)
7. Как зовут слона? (Томми)
8. Как Надя и Томми проводят время? (Играют в чаепитие)
9. Через сколько дней после встречи с слоном Надя выздоравливает? (На следующее утро)
Воспитатель организуем гимнастику для глаз:
Ребята, наши глаза очень внимательно следили за игрой, давайте дадим им немного отдохнуть. Повторяйте за мной Смотрим вверх-вниз (2 раза, вправо-влево(2раза) и быстро-быстро поморгали, помогали, поморгали. Молодцы.
А теперь на память о сегодняшнем занятии мы с вами сделаем аппликацию слона вам нужно склеить все части, чтобы у вас получился слон.
Разъяснение техники безопасности при работе с интерактивной доской. Объяснение правил игры, распределение ролей, сообщение игровых заданий. Практический прием: гимнастика для глаз, изготовление Слона (аппликация) Дети подходят к интерактивной доске, слушают правила техники безопасности, правила игры, принимают участие в игре. Дети играют, выполняют гимнастику для глаз, под руководством воспитателя делают аппликацию.
Заключительный этап Подводить итоги занятия, анализировать свою работу, выражают свое отношение к произведению -Понравился ли вам этот рассказ? Какой момент в рассказе понравился больше всего? Что бы вы рассказали дома родителям? Отлично! Вы хорошо постарались, и я надеюсь, что этот рассказ вы хорошо запомните.
-Оцените свою работу на занятии.
Вам было интересно, и вы все поняли.
Вы ничего не поняли. Было скучно. Словесный прием: беседа по вопросам.
Рефлексия. Дети отвечают на вопросы, подводят итоги, оценивают свое участие в занятии. Дети выражают свое отношение к произведению