Ольга Мороз
Практикум для педагогов «Развитие логического мышления посредством физических упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих запоминание, хранение и производство информации, познание окружающего мира, эффективное запоминание исторических структур и развития речи.
Сущность мнемотехники как технологии обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка.
Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Сущность использования мнемотехники заключается в том, что мышление ребенка развивается с помощью специализированных схем, моделей, воссоздающих скрытые свойства и связи предметов в наглядной и доступной для них формой (мнемосхем).
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.
Мнемотехника помогает развивать у детей дошкольного возраста:
– зрительную и слуховую память;
– зрительное и слуховое внимание;
– восприятие;
– развивает кругозор;
– развивает все стороны речи.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс организованной образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты. Основными элементами мнемотехники являются мнемодорожки, мнемоквадраты (мнемотаблицы, мнемосхемы.
Мнемотаблица-схема ОРУ.
ОРУ – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.
При составлении мнемотаблиц можно добавлять условные обозначения:
И. п. - исходное положение
в и. п. - вернуться в исходное положение
В — 1- выполнение под счет
звездочки — хлопки (количество звёздочек обозначает количество хлопков) и т. д.
Мнемосхема- круговая тренировка. Подходит так же для работы по подгруппам.
Применяя мнемотехнику в своей работе с дошкольниками, я ставлю следующие задачи:
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и выполнять знакомые движения, упражнения по мнемотаблице;
- обучение детей правильному выполнению комплексов ОРУ;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Работа по мнемотаблицам строю из трех этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3. После перекодирования осуществляется выполнение упражнений.
Применяю во всех трех частях занятия: вводной, основной и заключительной.
Отмечу, что не всегда графическое изображение легко усваивается в понятии детей. Поэтому в мнемотаблицах я использую картинки, более понятные воображению и соотношению к последующим действиям дошкольникам.
Работая в данном направлении, я пришла к выводу, что овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения детей дошкольного возраста.