ШКАРБАН ВЕРА
Конспект занятия на тему «Моя семья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Моя семья
Коррекционно-образовательные цели:
• активизировать словарь по теме занятия;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных;
• упражнять в подборе антонимов;
• обучать составлению рассказа по картине.
Коррекционно-развивающие цели:
• формировать связную речь;
• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитывать любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Оборудование: сюжетная картина «Семья».
Ход занятия:
I. Орг. момент.
1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
II. Сообщение темы занятия. Сегодня мы отправимся в гости к мальчику Саше и будем говорить о семье.
III. Активизация словаря. Образование существительных с уменьшительно-ласкательними суффиксами, сравнительной степени прилагательных, антонимов.
1. Образование сущ-х с ум. -ласк. суффиксами. Саша живет в дружной семье. Как члены семьи обращаются ласково друг к другу?
«Назови ласково членов семьи».
мама – мамочка и т. д. папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра.
2. «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
3. Подбор определений к сущ-м. Расскажите Саше, какие ваши родители, бабушка, дедушка.
Игра с мячом «Какой? Какая?»
Мама – добрая красивая, ласковая….
Папа – сильный, смелый, храбрый…
Семья – большая, дружная, крепкая….
Бабушка – любимая, добрая, заботливая…
Дедушка – умный, сильный, веселый….
4. Образование сравнительной степени прилагательных. Кто в Сашиной семье старше, а кто младше?
“Кто старше (младше?”
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?
5. Употребление антонимов. Назовите противоположные качества людей.
Игра “Наоборот”
Мальчик полный – (мальчик худой).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой). Сильный – (слабый).
IV. Динамическая пауза «Семейная зарядка».
Что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми? – делать зарядку. Предлагаю выполнить несколько упражнений.
1. Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
V. Составление рассказа по сюжетной картине.
Расскажите, как семья Саши проводит вечер.
1. Составление предложений по вопросам.
Что делает папа? (Папа играет в шахматы с дедушкой).
Что делает мама? (Мама читает книгу).
Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).
Что делает девочка? (Девочка учит буквы)
Что делает мальчик? (Мальчик смотрит, как играют в шахматы папа и дедушка)
2. Рассказ логопеда.
Рассказ «Семья».
У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой, кошкой Василисой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа с дедушкой играют в шахматы. Дима наблюдает за их игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Оля читают книжку. Оля учит буквы. Кошка спит на коврике.
3. Рассказывание по цепочке.
4. Составление рассказа 2-3 детьми.
VI. Подведение итогов занятия.
Оценка работы детей. Задание на дом – составить рассказ «Моя семья» по рисунку.