Валентина Шарова
Технологическая карта НОД «Наш замечательный нос»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно - исследовательская.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
Публикация «Технологическая карта НОД „Наш замечательный нос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Формы работы: рассматривание схемы носа, показ воспитателя оказания первой помощи при носовом кровотечении, беседа – рассуждения «Зачем нам нос?», рассказ воспитателя «Как устроен нос», ситуативный разговор «Носовое кровотечение», вопросы к детям, объяснение, напоминание. Экспериментальная деятельность в лабораториях «Почемучек», «Здоровья»: опыты «Простужен нос», «Может ли человек не дышать». Дыхательная гимнастика. Дидактическое упражнение «У кого есть нос?», дидактическое упражнение «Что означает схема», развивающая игра «Узнай по запаху и расскажи». Похвала, подчеркивание достижений. Оборудование и материалы: ноутбук (ИКТ, презентация «Наш замечательный нос»; демонстрационный материал - пульверизатор, 2 носовых платочка, разовые носовые салфетки, схемы - правила при определении запаха.
Раздаточный материал: бейджики для «ученных», схемы «У кого есть нос», карандаши, стаканчики с продуктами различных запахов, картинки, соответствующие запахам; мисочка с водой, салфетки.
Предварительная работа: чтение стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла», беседа «Нос - орган дыхания и обоняния», дыхательная гимнастика, подвижная игра «Здравствуйте», д. игра «Узнай по запаху, традиционная игра «Я дарю тебе словечко» (объяснение значения слова – коллеги).
Цель: расширить знания детей о значении носа для жизни и здоровья человека.
Задачи.
Образовательные. Дать детям знания о строении носа, уточнить с помощью опытов, для чего нужен орган – нос. Учить детей оказывать первую помощь при носовых кровотечениях. Познакомить с правилами определения запахов. Уточнить знания о многозначном слове «нос». Закрепить умение составлять короткий описательный рассказ.
Развивающие. Развить логическое мышление, обонятельное восприятие. Развивать умениевысказывать свою точку мнения, анализировать результаты собственных действий, действий педагога. Делать выводы, умозаключения.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность, инициативность, любознательность, уверенность в собственных силах; доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников: обратить внимание на лексико – грамматический строй речи Даши С. (дидактическое упражнение «У кого есть нос», на протяжении НОД).
Ход НОД
Этап 1. Психологический настрой (1 мин.). Цель этапа: создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие.
- Ребята, у нас гости. Давайте поздороваемся с ними глазами, бровями, головой, словом, руками и улыбнемся друг другу, чтоб у нас было отличное настроение на весь день.
Этап 2. Мотивационно – побудительный (2 мин.) Цель этапа: формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.
(Звучит музыка из мультфильма «Смешарики», появляется на слайде Нюша). Ребята, у нас в гостях Смешарики. Вы знаете, что они любознательны, но иногда любят спорить между собой. Хотите узнать, что у них случилось на этот раз? Крош нарисовал Нюшу. Ей портрет очень понравился, и она хочет повесить его на стенку в доме. Но Лосяш сказал что такой портрет вешать нельзя, потому что он какой-то странный. А вы как считаете? (Дети высказывают свое мнение). Но Нюша утверждает, что нос ей не нужен, одни страдания с ним, то с горки упадет и нос разобьет, то насморк донимает, а дышать и ртом можно. Ребята, а вы согласны с Нюшей, или кто-то считает иначе?
Вы правы, нос наш важен не менее чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Но, как нам убедить Нюшу? Верно, Нюша ничего не знает о носе, я предлагаю вам стать учеными и провести в лаборатории исследования.
Доказать Нюше, что нос нам важен не менее, чем другие органы. Я буду вашим старшем руководителем. Как называют людей, которые занимаются одним делом? Надеюсь вы не против, если я вас так буду называть.
Коллеги, приглашаю вас в первую лабораторию «Почемучки». (Дети высказывают свою точку мнения. Принимают роль исследователей; одевают медальоны).
Этап 3. Актуализация (3мин). Цель этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений о носе.
Коллеги, предлагаю вам вспомнить, у кого есть нос? Перед вами схемы, в центре нарисован нос. Карандашом соедините его линиями с теми картинками, на изображении которых есть «нос».
Проверить правильность выполнения задания. Обратите внимание на экран. Сравните свою схему с той, что на экране. Кто сделал правильно, поднимите руку, а кто ошибся – исправьте.
А теперь посмотрите на схему еще раз и давайте разберемся, кому и для чего нужен нос?
Вы обратили внимание, что на схеме не было человека, это потому, что человеческому носу мы уделим особое внимание.
И для начала проведем небольшой опыт.
– Зажмем пальцами нос и попробуем не дышите, столько, сколько сможем, если будет трудно – сразу же отпускайте. Очень тяжело не дышать, правда? Почему? (Дети наблюдают за действиями воспитателя. Проводят опыт. Дети высказывают свои ощущения, предположения, мысли, делают вывод).
Этап 4. Введение новых знаний(2-3мин).
Садитесь удобно и давайте с вами рассмотрим схему носа. Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски выполняют, роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки.
Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Лабиринт играет важную роль для того, чтобы воздух, проходя по носовым ходам, согревался и попадал в наши лёгкие уже тёплым.
Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается.
(Дети слушают, рассматривают, отвечают на вопросы, проявляют интерес).
Этап 5. Динамическая пауза (2 мин).
Коллеги, вы любите разные развлечения? Приглашаю вас в лабораторию «Развлекательно - познавательную».
- Вы знаете, что есть страны, где жители так любят свой нос, что украшают его разными предметами, колечками, драгоценными камнями, а в некоторых государствах Африки жители даже здороваются с помощью носа. Но все люди на земле заботятся о здоровье. И мы с вами сделаем дыхательную гимнастику». (Дети: воспринимают. Рассматривают картинки на слайдах. Делают дыхательную гимнастику).
Приглашаю вас в лабораторию «Здоровья».
Этап 6. Введение и закрепление новых знаний(15 мин).
Когда наш нос простужен, нам постоянно хочется чихать. Проведем опыт. Обыкновенный пульверизатор будет выполнять роль, простуженного носа. Денис, нажимай на пуливизатор – нос простужен, и он чихает. Что происходит если мы не будем прикрывать нос платком?
- А если прикроем носовым платком? Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно всегда иметь носовой платок. А сейчас врачи рекомендуют иметь индивидуальные разовые носовые платки и после использования его сразу выкидывать.
Ребята, иногда бывают носовые кровотечения. У кого был такой случай? По какой причине?
А что же делать, если вдруг у кого-то или у вас носовое кровотечение?
Сейчас мы научимся оказывать первую медицинскую помощь при носовом кровотечении.
1. Наклонить голову вперед.
2. Прижать пальцами крылья носа и дышать ртом.
3. Приложить к переносице: металлический предмет, или салфетку, смоченную холодной водой.
4. Обратится за помощью к взрослому, врачу.
Паре ребятам, предлагаю оказать помощь при носовом кровотечении. Остальные ребята оценивают правильно оказания помощи? (Наблюдают за действиями воспитателя, проводят опыт, делают вывод). Молодцы.
Коллеги, представьте, что вы чувствуете запах цветов, где вы находитесь? Нам нужен нос, чтобы чувствовать запахи. Приглашаю вас в лабораторию «Запахов».
Запахи могут быть не только приятными, но и опасными. Поэтому проверяя запахи во флаконе нужно знать и соблюдать правила, показываю схемы:
1. Не подносить близко к носу.
2. Не вдыхать резко и быстро.
3. Направлять воздух к себе с помощью руки. (Дети участвуют в изучении правил)
Коллеги, сейчас будем работать группами. Разделитесь на три группы и станьте возле столов. Каждая группа определит какой запах чувствует в стакане.
Найдет такую же картинку, но никому не покажет. Придумайте короткий описательный рассказ о этом предмете, а мы отгадаем, что так пахнет. (Представитель с каждой группы описывает предмет).
А теперь проверьте себя, внизу стаканчика нарисована цифра, если она совпадает с цифрой на картинке – запах найден правильно. (Дети в группах определяют запах, находят картинку, рассказывают о пахнущем предмете).
Этап 7. Рефлексия. Самоконтроль (2 мин). Анализ (1мин.) (Цель этапа: формирования элементов навыков самооценки. Обобщение полученных ребенком опыта).
Что нового мы узнали о носе? (Дети рассказывают, обобщают). Были ли трудности? С помощью чего ты их преодолел? Ты считаешь, мы убедили Нюшу в важности носа? Посмотрите, Крош дорисовал Нюше нос и благодарит вас за помощь. (Дети объясняют. Выражают мнение).
Этап 8. Открытый конец (1мин.)
Что вы еще хотите узнать о носе? Где мы можем это узнать? (Дети выражают свое мнение, проявляют инициативу).
Дарю вам игры для дыхательной гимнастики, играя в эти игры вы не будете болеть. (Дети берут игры, благодарят).