Любовь Мишева
«Кожа — самый большой орган чувств». Технологическая карта урока
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Учитель: Мишева Л. С.
Класс: 4
Автор УМК:
Тема урока : «Кожа – самый большой орган чувств»
Задачи:
Образовательные:
-ввести термин «кожа»;
-начать формировать понятия «эпидермис», «дерма», «гиподерма»;
-познакомить с основными свойствами кожи.
Развивающие:
-продолжить развитие исследовательских умений;
Публикация «„Кожа — самый большой орган чувств“, Технологическая карта урока» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
-научить проводить простейшие опыты;
-развивать умение анализировать и сопоставлять;
-продолжить развитие устанавливать причинно-следственные связи;
-формировать умение работать с литературой.
Воспитательные:
-формировать потребность беречь своё здоровье через привлечение к изучению своего организма через собственный опыт и научные знания:
-вовлечь в активную практическую деятельность;
-совершенствовать навыки общения;
-способствовать воспитанию аккуратности;
-формировать навыки личной гигиены.
Оборудование: учебник, карточки с названием слоёв кожи, лупы, гуашь, предметы для осязания и волшебная коробочка для этих предметов, рукавичка, белые кружочки для смайликов, слад-презентация на тему: «Кожа – самый большой орган чувств»
Этап урока
1. Орг. момент
Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
-Начинаем наш урок.
-Как вы думаете, что первым делом делают люди, встречаясь друг с другом?
-Правильно, они здороваются, обмениваются рукопожатием.
-Что означает этот жест?
Этот обычай пришёл к нам из глубины веков. Он показывал, что в руке человека нет оружия, и он пришёл с миром. Это жест доверия.
-Что ещё необходимо сделать, встречаясь, что бы день удался?
-Правильно, улыбнуться.
-Улыбнитесь друг другу, и мы начнём наш урок. Настрой на работу. Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Проверка домашнего задания
-Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко».
Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:
-человек относится к миру. (живой природы)
-каждая система органов необходима для. (жизни и деятельности человека)
-все живые клетки человека. (дышат, питаются, размножаются, растут, погибают)
-при размножении клетки. (делятся)
-деление клеток способствует. (росту человека)
-клетки любого человеческого органа, соединённые межклеточным веществом образуют. (ткань)
1.-Но ведь слово «ткань» многозначное.
-Из ткани можно сшить одежду. Но ведь одежда может износиться, порваться, намокнуть.
-Где бы купить такую одежду, чтобы она никогда не износилась и не стала малой? (это наша кожа.)
2.-Вы, наверное, догадались, какова тема нашего урока?
-Сегодня у нас необычный урок. Наш кабинет будет научной лабораторией, а мы с вами исследователи.
-Кто такие исследователи?
3. Работа со словарём.
-Правильно ли мы дали определение понятию «исследователь» ?
-Начинаем опыты.
Опыт 1.
-Сейчас мы на ощупь определяем предмет в нашей волшебной коробочке.
1). Определяем в рукавичке. Опишите предмет: форму, качество.
2). Снять рукавичку.
-Смогли определить предмет? Почему? Что помогло вам в этом?
Опыт 2.
-Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали?
Опыт 3.
-Ученик закрывает глаза. Кладём сначала на руку холодный металлический предмет, затем тёплый.
-Что ты почувствовал?
-Сделаем вывод:
Кожа очень важна для человека.
-Что она помогает почувствовать человеку?
На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, мороз и жару, боль, форму, величину, поверхность.
-Сегодня на уроке мы узнаем о строении, свойствах кожи.
Опыт 4.
-Работа в группах.
Рассматриваем через лупу кожу на ладошках, концах пальцев.
Делаем отпечатки пальцев: обмазываем большой палец густой гуашью и делаем отпечатки на белый лист бумаги.
-Что вы скажете о линиях? (Они все разные)
Отпечатки пальцев у каждого индивидуальны. Они как паспорт. Совпадение 1*24 млн, практически невозможно. Поэтому в КРИМИНАЛИСТИКЕ давно используют отпечатки пальцев.
-А как называется наука, изучающая рисунки, линии на пальцах? ДАКТИЛОСКОПИЯ.
Опыт 5.
Теперь рассмотрим ещё раз внимательно с помощью лупы наружную сторону ладони.
-Что вы увидели?
Работа со словарём. (стр. 158)
-Что такое поры?
Знакомство с древней легендой.
В Италии в 1649 году произошёл такой случай. В роскошном замке был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Его тело было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика все забыли и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время он заболел и умер.
-Что же произошло с мальчиком?
-Кроме пор на коже мы видим волоски. Для чего они нужны человеку?
Вывод о внешнем строении кожи.
Физминутка.
-Как вы думаете, какое свойство помогло нам выполнить физминутку? (эластичность, упругость)
-Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клетки, является КЕРАТИН. Благодаря ему наша кожа не рвётся и не сползает.
-Теперь посмотрим на цвет кожи. У одного кожа белого цвета, у другого персиковая, розовая, коричневая.
-От чего это зависит?
От количества такого вещества как МЕЛАНИН.
4. А теперь поговорим о внутреннем строении кожи.
Кожа — это самый большой орган тела. Снятая кожа весила бы около 4 кг и занимала бы примерно 2 кв. м.
Работа с учебником, с. 14-15.
1. Рассмотрите рисунок на с. 14.
(одновременно изображение на экране)
-Из скольки слоёв состоит кожа?
2. Работа в группах.
1 группа
Задание: Почему кожа краснеет или бледнеет?
2группа
Задание: Правила ухода за кожей.
Каждая группа отвечает, дополняя ответы друг друга.
3. Проверочный тест.
Кожа-это орган
а).пищеварения
б).осязания
в).дыхания
Кожа состоит
а).из 2 слоёв
б).из 4 слоёв
в).из 3 слоёв
Верхний слой кожи называется
а).дерма
б).эпидермис
в).гиподерма
Цвет коже придаёт
а).меланин
б).сальная железа
в).потовая железа
В основном из жира состоит
а).дерма
б).эпидерма
в).гиподерма
Наука о чистоте называется
а).анатомия
б).гигиена
в).биология
Проверка в парах.
Итог урока :
-Что главного было на уроке?
-Какие знания приобрели?
-Удался ли нам урок?
Дети рисуют смайлики и крепят их на доске.
-Спасибо всем за работу. Вы с ней отлично справились!
Коллективная форма работы: учащиеся высказывают свои предположения, делают вывод. Поиск ответа на проблемный вопрос.
Поисковая форма работы. Работа со словарём.
Исследовательская деятельность.
Индивидуальная форма работы.
Обобщение знаний, вывод.
Работа в группах.
Работа, основанная на знаниях детей, их жизненном опыте.
Поисковая форма работы.
Коллективная форма работы.
Работа в парах
Работа в группах: обсудить и найти правильные ответы на поставленные вопросы.
Индивидуальная работа,
взаимопроверка.
Коллективная форма работы.
К: развиваем умение слушать и понимать других.
-способность регулировать свою деятельность
К: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
П: развиваем умение извлекать информацию из дополнительной литературы.
-формируем заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
П: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа делать выводы.
Р: продолжаем развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
К: развиваем умение слушать и понимать других, договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им.
П: ориентироваться в своей системе знаний;
-выделять характерные особенности строения кожи
П: учимся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
П: развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, находить ответы на вопросы в иллюстрации.
К: развиваем умение работать сообща.
Р: прогнозировать предстоящую работу.
К: развиваем умение работать в паре
Л: оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.
Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Р: оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
3. Основная часть
Коллективная форма работы: учащиеся высказывают свои предположения, делают вывод. Поиск ответа на проблемный вопрос.
Поисковая форма работы. Работа со словарём.
Исследовательская деятельность.
Индивидуальная форма работы.
Обобщение знаний, вывод.
Работа в группах.
Работа, основанная на знаниях детей, их жизненном опыте.
Поисковая форма работы.
Коллективная форма работы.
Работа в парах
Работа в группах: обсудить и найти правильные ответы на поставленные вопросы.
Индивидуальная работа,
взаимопроверка.
Коллективная форма работы.
К: развиваем умение слушать и понимать других.
-способность регулировать свою деятельность
К: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.
П: развиваем умение извлекать информацию из дополнительной литературы.
-формируем заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий
П: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа делать выводы.
Р: продолжаем развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
К: развиваем умение слушать и понимать других, договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.
П: ориентироваться в своей системе знаний;
-выделять характерные особенности строения кожи.
П: учимся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
П: развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, находить ответы на вопросы в иллюстрации.
К: развиваем умение работать сообща.
Р: прогнозировать предстоящую работу.
К: развиваем умение работать в паре
Л: оценивать работу в соответствии с определённой ситуацией.
Р: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Р: оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.