Ракшина Юлия Александровна
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель: Жарова Н. Л.
Предмет: литература
Класс : 7
Тип урока : изучение новой темы
Технологическая карта урока литературы : "Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова"(7-й класс)
Тема «Люблю отчизну я…». Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»)
Цели Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме
Публикация «Технологическая карта урока литературы в 7 классе „Стихотворение „Родина“ М, Ю, Лермонтова“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и парной работе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: научить правильно, выразительно читать лирическое произведение
- Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения
- Коммуникативные УУД: уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планировать свою работу
- Познавательные УУД: развивать умения анализировать лирическое произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя.
Планируемый результат Предметные:
Знать литературоведческие термины (лирический герой, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, пафос и др., примерный план анализа стихотворения
Уметь анализировать лирическое произведение
Личностные: красиво, выразительно читать лирическое произведение
Метапредметные: словесное рисование «Моя малая родина»
Основные понятия Родина, отчизна, отрада, эпитет, олицетворение, метафора, образ лирического героя, тема, идея, пафос
Межпредметные связи Изобразительное искусство, русский язык
Ресурсы Основные: КоровинаВ И. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-хчастях. - М. : «Русское слово», 2017.
Дополнительные: Репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь» и И. И. Левитана «Золотая осень»
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая
Технологическая карта изучения темы :«Люблю отчизну я…». Тема родины в творчестве М. Ю. Лермонтова (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»)
Ф – фронтальная.
И – индивидуальная.
П – парная.
Г– групповая.
К – коллективная.
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся
познавательные коммуникативные регулятивные
Учебные действия Планируемые результаты Учебные действия Планируемые результаты Учебные действия Планируемые результаты
Организационный этап 1мин Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Создает эмоциональный настрой на урок. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебнойдеятельности обучающихся. 3 мин Выдвигает проблему. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урокаПодводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку.
Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.
Знать, что значит родина для каждого человека, для поэта Обучающиеся комментируют смысл слов “Родина”, «любовь», объясняют причины такого названия. Высказывают предположения, о чем может на уроке пойти речь.
Целеполагание, планирование учебной деятельности. Высказывают свое мнение по поводу названия урока Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Актуализация знаний. 2мин Учитель предлагает вспомнить все изученные литературоведческие термины
Организует фронтальный опрос по угаданным в процессе разминки словам. Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. Знать литературоведческие термины (тема, идея, худ. изобразительные средства) Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Обобщение и систематизация знаний. 5мин Проводит по рядам устную пятиминутку, предлагая определить вопросы, которые нужно решить на данном уроке Целеполагание : составляют план работы на уроке
. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.
Применение знаний и умений в новой ситуации. 22мин Организует работу по анализу композиции стих., выявлению изобразительных средств, сравнению и обобщению (П)Выявление изобразительных средств, определить их роль в стих Знать литературоведческие термины (тема, идея, худ. изобразительные средства) Выразительно читают стих., соблюдая интонацию; сравнивают словосочетания по структуре; называют ключевые слова, аргументируют. Умения выразительно читать лирические произведения Анализируют и оценивают свою работу. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Организует индивидуальную работу ученикову доски. (И)Составляет план анализа стих., записывает его на доске Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Организует работу художников (Г)На выданном листе бумаги рисуют образ Родины, изображённый Лермонтовым в стих Умение структурировать знания, работать в команде.
Организует работу лингвистов (П)Определяют типы предложений в стих, роль противительного союза «Но» В тетрадяхзаписывают выводы Умение структурировать знания, работать в паре. Определяют композицию стихотворения, формулируют вопросы, выявляют непонятные слова. Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Анализируют и оценивают работу одноклассников. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Вызывает 2-х учащихся к доске с целью определитьстихотворный размер, рифму.
(И)Определяют стих. р-р, рифму стих.
Умение определить стих. р-р, рифму, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 3 мин Организует работу по исправлению ошибок, если они были. Комментируют ошибки. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.
Смысловое выразительное чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
Умение оценивать действия одноклассников. Анализируют и оценивают свою работу, делают выводы. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Рефлексия учебной деятельности. 3 мин Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Оценивает работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили, узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Поднимают руку. Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.
Умение выражать свои мысли.
Домашнее задание (записано на доске). 1 мин Комментирует ДЗ. Записывают ДЗ в дневниках.
Возможные риски:
а) нехватка времени на выполнение всех заданий; б) однотипность ответов или вариантов выполнения заданий.
Способы решения проблем:
а) решение проблемных вопросов на последующих уроках; б) совместное решение нестандартных ситуаций и аргументированность путей решения.