Ирина Ягупова
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Местоимение»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание урока
Предмет Русский язык
Класс 2
Тема Что такое местоимение?
Автор Ягупова И. В., учитель начальных классов
Образовательная организация МКОУ Богословская ООШ
Тип урока Урок открытия нового знания
Время реализации 45 мин
Цели Обучающая:
Создать условия для формирования у школьников представления о местоимении как части речи и его роли в предложении;
Воспитательная:
Публикация «Технологическая карта урока русского языка во 2 классе „Местоимение“» размещена в разделах
- Местоимения. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Способствовать развитию исследовательских компетенций
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Мотивационный
Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
- Посмотрите на девиз нашего урока : «Учитесь тайны открывать!»
- А что такое тайна?
-А вы готовы открывать тайны? Тогда начнем!
Приветствуют учителя.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
Высказывают свои предположения. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя,
Л: мотивация учения
Каллиграфическая минутка
Цель: развивать умения каллиграфически правильно писать буквы - Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий. Прежде чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.
- А вот какую букву мы будем писать, вы узнаете, отгадав загадку.
-Она в начале важных слов:
Мир, Москва и мама.
Она в начале вкусных слов:
Мороженое, мёд.
Её увидишь у метро,
Ведь там она живёт.
(буква «м»)
Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. П: совершенствование умения писать буквы и их соединения
Словарная работа
Цель: развивать умение правильно писать словарные слова, определять в них ударение, орфограмму - На слайде даны иллюстрации. Ваша задача записать словами.
Яблоко, тетрадь, капуста, пенал, заяц.
Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Р: оценивание своей работы и работы других
Актуализация знаний и постановка темы урока
Цель: организовать работу по повторению и применению полученных знаний
- Давайте определим часть речи у записанных слов.
- Ребята, давайте вспомним: «Что такое речь?»
-Какие части речи вам знакомы?
- Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на слайд и скажите, какое задание нам предстоит выполнить?
Имя сущ. Имя прил. глагол
Играть, рисунок, зелёный, стол, скачет, сильная, я.
- Я предлагаю вам поработать в паре и разделить данные слова на группы.
- Почему вы не смогли определить, какой часть речи являются слова я, он?
А мы употребляем эти слова в речи?
-Значит они тоже часть речи?
- А знаете ли вы как называется эта часть речи?
- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? -Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.
-Имя сущ., имя прил., глагол.
-Распределить слова на группы.
- Они не относятся ни к одной из групп
Да, употребляем
-Да
-Нет
- Узнать, как называется новая часть речи. П: классифицировать объекты по определенному признаку.
Р: постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что не известно
Работа по теме урока
Цель: сформировать понятие о местоимении, как части речи - Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:
Ворона – городская птица.
Ворона знакома всем.
Перья у вороны серые или чёрные.
-Что вы заметили в тексте?
- Как мы можем исправить этот текст?
- Прочитайте получившийся текст:
Ворона – городская птица.
Она знакома всем.
Перья у неё серые или чёрные.
- К какой части речи относится слово ворона?
- Так как слова, которыми мы заменили слово ворона, заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.
- Как вы думаете, зачем нам нужны местоимения?
- Можем ли мы обойтись без них?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Работа по учебнику.
Упр. 171
- Какие местоимения встретились в тексте?
- Они указывают на какой-то предмет? А называют его?
Читают текст
Отвечают, что постоянно повторяется слово ворона.
- заменить слово ворона другими словами.
- Имя существительное.
-Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.
Дети читают отрывок из сказки, выполняют устные и письменное задания.
- Он, я, ты, они.
П: Высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез
Физминутка
Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы. Глагол- приседают, существительное – шагают, прилагательное- наклоны туловища, местоимения - подпрыгивают Осуществляют профилактику утомляемости.
Закрепление изученного материала
Цель: развивать умения применять полученные знания на практике Молодцы! Отдохнули, давайте продолжим дальше разгадывать тайну русского языка. Ребята, а давайте немного понаблюдаем за местоимениями и узнаем о них ещё кое-что интересное. Готовы?
Прочитайте стихотворение В. Степанова о слоне.
-На какой вопрос отвечает слово «слон»?
-Каким местоимением заменяется слово СЛОН?
-На какой вопрос отвечает слово «он».
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Молодцы! Это сходство с именем существительным, а в чём же различие?
Давайте понаблюдаем.
Уберём из стихотворения первую строчку и прочитаем.
Понятно ли о ком говорится в стихотворении?
Значит, какой вывод мы можем сделать?
- Давайте попробуем составить определение понятия местоимения.
Продолжим предложения, (выбрав верные высказывания) :
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это (глаголы, имена существительные, местоимения).
Местоимение – (часть речи, не часть речи, которая (указывает на предметы, но не называет их; указывает на предметы и называет предметы).
-А теперь давайте полностью прочитаем определение, которое у нас получилось? Что же такое местоимение?
- Давайте сравним наше определение с правилом, которое подготовила для вас тетушка Сова в учебнике с. 101
Работа по упр. 173 (устно)
Прочитайте стихотворение Тимофея Собакина. Определите главную мысль текста. О чём просит задуматься автор? Назовите местоимения.
Выполнение задания на электронном приложении к учебнику.
Дети читают стихотворение на слайде.
У слона большие уши,
Как гора огромен он.
Равных нет ему на суше:
Слон по весу - чемпион.
-Отвечает на вопрос КТО?
-Слово слон заменяется местоимением ОН.
-Отвечает на вопрос КТО?
-Дети делают вывод, что местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное.
Дети читают
-Нет, не понятно, вместо местоимения ОН можно подставить разные слова.
Дети отвечают, что местоимение не называет предмет, а только указывает на него.
Дети при помощи опор формулируют определение местоимения.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они- это местоимения.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их
Дети читают определение в учебнике.
Местоимение – часть речи, которая заменяет в предложениях имя существительное, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не называет предметы, а указывает на них.
Дети читают текст упражнения и называют местоимения.
Выполняют задания в паре.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Рефлексия
Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуацию для осмысления всей работы на уроке Вспомните девиз нашего урока. -Какую тайну мы сегодня разгадали?
- Какую часть речи изучали?
- Какое определение вывели?
-Что вы можете сказать о роли местоимений в речи?
Оцените свою работу на уроке.
Сегодня на уроке я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
Отметьте себя на лестнице успеха и вложите её в рабочую тетрадь. Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Итог урока
Домашнее задание
Цель: закрепить знания о местоимении Провести инструктаж по выполнению дом. задания Упр. 172
Прочитайте задание упр. Всё ли вам понятно? Выполнить упр. 172 (с. 101)
Разноуровневые задания (Красные -5, синие -4, жёлтые- 3)
1. Замени существительные местоимениями :
Катя - ___
Игорь ___
Окно ___
Дети ___
2. Вставь местоимения подходящие по смыслу.
Ира,___ пойдёшь гулять?
Мама, ___ будем играть?
Елена Ивановна, ___ нам объясните урок?
3. Впиши местоимения. Укажи известные части речи.
Вечером___ с мамой читаем интересные сказки.
Что ___ вырезает из цветной бумаги?
А ___ умеете так вырезать?
Какую трудную задачу ___ решают?
Куда ___ идёшь?
Завтра ___ пойду в новую школу.
Слушают объяснения учителя. Делают соответствующие записи.
Выбирают задания Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.