Абрамова Любовь
Технологическая карта занятия по развитию речи «Рассказ о весне» (старшая группа)
Технологическая карта занятия
по речевому развитию
ФИО: Абрамова Любовь Владимировна.
Образовательная область: речевое развитие.
Тема занятия : «Рассказ о весне».
Возрастная группа : старшая.
Цель занятия : составление рассказа о весне по пейзажной картине, мнемотаблице.
Задачи занятия :
Публикация «Технологическая карта занятия по развитию речи „Рассказ о весне“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
-обучающие: систематизировать знания детей о весне и её признаках; развивать умение составлять рассказ по картине, придерживаясь определённого плана; упражнять детей в подборе вариантов названия рассказа.
-развивающие : развивать связную речь; развивать мышление, память, слуховое и зрительное восприятие.
-воспитательные: воспитывать у детей умение слушать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) : расширять и активизировать словарь по теме «Весна».
Планируемые результаты занятия : дети совершенствовали умение составлять рассказ по пейзажной картине, мнемотаблице.
Материалы и оборудование: доска, набор геометрических фигур, Письмо от Незнайки, картинки с изображением весенних признаков, картина «Весна», мнемотаблица, фишки для дидактической игры.
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия - Доброе утро тем, кто проснулся.
- Доброе утро, кто улыбнулся.
- Доброе утро людям и птицам.
- Доброе утро приветливым лицам.
- Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
Форма: групповая
Метод:
игровой
Приемы:
различные игровые действия Коммуникативная Внимание детей направлено на тему занятия
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме - Ребята, когда я сегодня шла в детский сад, я встретила…отгадайте кого ( на доске поэтапно выкладывает человечка: круг - голова, овал - туловище, руки, ноги и так далее).
- Правильно, это Незнайка. Послушайте, какую загадку он загадал:
Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным полна,
А зовут ее?
- Правильно, и сегодня мы будем говорить о весне. Групповая форма
Методы:
словесный (беседа, создание воображаемой ситуации,
Приемы: вопросы к детям, использование художественного слова. Коммуникативная Проблемная ситуация сформулированная в доступной для детей форме
2.2. Этап ознакомления с материалом
Закрепление знаний, представлений о весне и её признаках. - Дети, Незнайка составил рассказ о весне и просил его передать вам. Вот послушайте (зачитывает рассказ) :
«Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи».
- Ребята, вам понравился рассказ Незнайки о весне?
- Почему?
- А что напутал Незнайка?
- Дети, расскажите Незнайке, - какая бывает весна?
- Какое бывает солнце?
- Небо?
- Облако?
- Ручей?
- А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Выкладывает картинки с изображением весенних признаков на доску.
- Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.
- А сейчас встаньте около своих мест (пальчиковая гимнастика) :
К нам Весна лишь заглянула,
В снег ладошку окунула
И расцвел там нежный,
Маленький подснежник
- Садитесь на места.
- Ребята, Незнайка еще нам принес картину и попросил помочь ему составить рассказ по ней.
Выставляет картину на доску :
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы догадались, что это весна?
- Докажите, что это весна.
- Какие краски преобладают в картине?
- Что написано голубым цветом? (Что коричневым)
- Опишите, что вы видите на переднем плане.
- Что можно сказать о ручье, какой он?
- Расскажите о деревьях, которые изображены на переднем плане.
- Какие еще деревья есть на этой картине?
- Какого цвета у них хвоя?
- Что вы видите вдалеке?
- Какими словами можно описать небо?
- Кто еще изображен на картине?
- Что они делают?
- Как бы вы назвали картину?
- А сейчас встаньте около своих мест.
Физ. минутка:
Улыбаются все люди-весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна.
По лугу, лесу и полянке - идет, идет, идет.
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
И все живое сразу слышит весенний этот зов! Форма: групповая
Методы:
игровой, наглядный,
словесный (беседа)
Приемы: инструкция
вопросы к детям;
рассказывание детьми, использование художественного слова.
. Коммуникативная, двигательная
Дети закрепили знания, представления о весне и её признаках.
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы - Садитесь.
- А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине. В этом вам поможет специальная таблица (выставляет на доску мнемотаблицу) :
- Сначала вы должны рассказать, как называется картина (картинка картины);
- Что изображено на картине (картинка дерева);
- Какое время года изображено (картинка весны);
- Что происходит со снегом (талый снег);
-Что делает ручей (картинка ручейка);
- Что появилось на дереве (почки, листья);
- Что делают птицы (картинка птички);
- А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной.
- Кто хочет рассказать?
- Молодцы!
Игра на внимание «Послушай и запомни».
- Дети, сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и как только услышите весеннее слово, возьмите фишку. В конце посчитаем, кто больше услышал слов.
Читает стихотворение М. Пляцковского «Весна» :
- Деньки стоят погожие,
- На праздники похожие,
- А в небе - солнце теплое,
- Веселое и доброе.
- Все реки разливаются,
- Все почки раскрываются,
- Ушла зима со стужами,
- Сугробы стали лужами.
- Покинув страны южные,
- Вернулись птицы дружные.
- На каждой ветке скворушки
- Сидят и чистят перышки.
- Пришла пора весенняя,
- Пришла пора цветения.
- И, значит, настроение
- У всех людей - весеннее! Форма: групповая
Методы: игровой, наглядный, словесный
(беседа,
практический
(упражнения).
Приемы:
инструкция; вопросы к детям;
рассказывание детьми, использование художественного слова.
Коммуникативная Дети нашли способы решения проблемы
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки - Кому мы сегодня помогали? (Незнайке)
- Чем занимались на занятии?
- Чей рассказ вам больше всего понравился?
Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными.
Форма: групповая форма
Метод:
словесный (беседа).
Приё мы: вопросы к детям, обобщение. Коммуникативная Дети совместно с воспитателем подводят итоги занятия