Анжелика Хаметова
Конспект занятия по развитию речи «Как солнце весне помогло»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Расширение первичных естественнонаучных и экологических представлений. Закрепление знания. Расширение и уточнение словаря. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, формирование умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему, творческого воображения.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Как солнце весне помогло“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: конверт с письмом; карточки для проведения дидактических игр и для составления коллективного рассказа, отражающие изменения, происходящие в природном окружении весной; плоскостное изображение березы; аудиозапись «Голоса птиц»; круг с лентами; плоскостное изображение солнца по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Расширение естественнонаучных представлений. Уточнение и активизация словаря. ]
Логопед организует приветствие.
Логопед. Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи.
Логопед: Ребята, мне сегодня почтальон принес конверт с надписью «Детям группы Говорун». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, что за сказка там спряталась?
(Ответы детей).
Логопед: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
«Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети. Солнце.
(Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
Логопед: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?
2. Игра «Сравни и назови» [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных)]
Логопед: Я начну фразу, а вы должны ее закончить.
1-й ребенок: Солнце желтое, как… (одуванчик).
2-й ребенок: Солнце круглое, как… (мячик).
3-й ребенок: Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
4-й ребенок: Солнце румяное, как… (блинчик).
Логопед: Ребята, как вы думаете, сказка закончилась?
Дети: Нет!
Логопед: Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
3. Рассматривание карточек и беседа по ним. [Развитие диалогической речи. Уточнение представлений о существенных признаках весны. ]
Логопед обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще карточки.
Логопед: Я, думаю, что эти карточки помогут нам с вами придумать продолжение сказки. Посмотрите внимательно на них и скажите: Как же Солнце помогло весне?
Дети рассматривают карточки с признаками ранней весны.
1-й ребенок: Солнце стало ярче и теплее, стало пригревать.
2-й ребенок: Начал таять снег.
3-й ребенок: Потекли ручьи.
4-й ребенок: Зазвенела капель.
Логопед: А что же было дальше?
Логопед выставляет карточки с изображением веток с набухшим и почками и лопнувшими.
1-й ребенок: Вода напоила землю.
2-й ребенок: На деревьях набухли почки, стали появляться листочки.
Логопед выставляет карточки с изображением первых цветов.
Логопед: «Но еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать-и-мачеха. А потом уже зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».
4. Подвижная игра «Солнце». [Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, творческого воображения. ]
Солнце вышло из-за тучки (шагают)
Мы протянем к солнцу ручки. (потягивания – руки вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. (потягивания – руки в стороны)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки
5. Беседа по картинкам. [Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых, перелетных птиц. Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, диалогической речи. ]
Логопед: А что же еще произошло весной? Появились насекомые. Какие?
1-й ребенок: Гусеницы.
2-й ребенок: Жуки
3-й ребенок: Муравьи
4-й ребенок: Мухи
Логопед: А как вы думаете, кто этому обрадовался?
Дети: Птицы.
Логопед: Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите? («Птичье пение»).
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Логопед прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц.
Логопед: Каких перелетных птиц вы знаете?
1-й ребенок: Скворец.
2-й ребенок: Жаворонок.
3-й ребенок: Грач.
4-й ребенок: Иволга.
5-й ребенок: Трясогузка.
6-й ребенок: Соловей.
Логопед: А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Дети: Строят гнезда.
Логопед выставляет карточки с изображением цветущих кустарников и деревьев: черемуха, яблоня, вишня, сирень, ольха и т. д.
Логопед: А что происходит с деревьями и кустарниками к концу весны?
Дети: Зацветают деревья и кустарники.
6. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи. ]
Логопед: А сейчас все вместе продолжим сказку «Как солнце весне помогало».
Каждый ребенок говорит по одному предложению, используя опорные картинки.
1-й ребенок: Солнце греет ярче, чем зимой.
2-й ребенок: Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель.
3-й ребенок: Бегут веселые ручейки.
4-й ребенок: Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки.
5-й ребенок: На проталинах распускаются первые весенние цветы.
6- ребенок: Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы.
7-й ребенок: Зацветают деревья.
Логопед: Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? Дети: Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.