Татьяна Казакова
Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассказ о весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему.
Задачи:
• Закреплять знания о времени года «Весна», о характерных признаках весны.
• Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна», говорить связно, развернуто, расширять и активизировать словарный запас
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами, согласование существительных и прилагательных, образование прилагательных)
Публикация «Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе „Рассказ о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
• Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить
Материалы: схема для составления описательного рассказа, игрушка – медведь, материал для дидактической игры (изображения примет различных времен года, мяч, музыкальный файл с записью тревожной музыки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня солнечный день. Как красиво и светло вокруг. А для того, чтобы нам с вами было так же хорошо и тепло, предлагаю сделать свое солнышко в группе. Согласны? Подойдите, пожалуйста, ко мне, образуем круг. Вытяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постойте и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком. Согрейте друг друга своим теплом. Что вы почувствовали? Присаживайтесь.
Ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела птичка и принесла с собой конверт. Откроем его? Ребята, в этом конверте лежит загадка. Вы бы хотели ее отгадать?
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ….
Воспитатель: Ребята, о каком времени года эта загадка? Какие признаки вены вы можете назвать?
Воспитатель: Ребята, весной так хочется говорить ласковые слова. Поиграем в игру «Скажи ласково» (Игра проводится с мячом)
Снег – снежок, ручей – ручеек, дерево – деревцо, вода – водичка, солнце – солнышко, птицы – птичка, листок – листочек, трава – травинка, лужа – лужица, облака – облачко, почка – почечка, ветка – веточка, туча – тучка, капля - капелька
Воспитатель: молодцы, как много ласковых слов знаете.
Звучит тревожная музыка, раздается стук в дверь. В группе появляется испуганный Мишка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Медведь Мишка. Он говорит, что у него случилась беда. Он ничего не может понять! Что происходит, что случилось? Помогите, ребята.
Воспитатель: Мишка, что случилось, почему ты так сильно напуган?
Воспитатель: Мишка говорит, что очень боится. Ему страшно. Когда он проснулся после зимней спячки, то увидел, что в природе происходит что-то очень странное. Все шумит, гудит, льется, бежит, капает. Яркое солнце слепит глаза. Откуда – то появились глубокие лужи, а снег тает на глазах. Птицы щебечут и галдят над головой. Кто сможет ему объяснить, что же произошло?
Воспитатель: Ребята, что же делать? Как нам быть? Как помочь Мишке?
Дети: Наступила весна, рассказать о весне
Воспитатель: Мишка, успокойся, присаживайся на стульчик, отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и все объяснить.
Воспитатель: ребята, сегодня мы с вами научимся составлять описательный рассказ о времени года весна при помощи схемы. Но перед этим покажем Мишке, как мы умеем играть? (ответы детей)
Хорошо. Вам нужно будет придумать определения к словам. Я буду говорить слова, а вы будете называть определения. Например, Снег весной, он какой (рыхлый, растаявший, грязный). Вам понятно, как будем играть?
Весна, она какая? … (теплая, красивая, ранняя, поздняя)
Небо весной, оно какое … (голубое, высокое, чистое, ясное)
Солнышко, оно какое … (круглое, желтое, теплое, ласковое, лучистое)
Трава, она какая … (зеленая, молодая, маленькая)
Цветы, они какие … (красивые, душистые)
Воспитатель: молодцы, ребята, как много хороших слов вспомнили. Да и Мишка успокоился, посмотрите. Ребята, а что происходит с медведем весной?
Дети: он просыпается от зимней спячки.
Воспитатель: Да, а когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку.
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он от сна (Потягивания, руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Круговые вращения головой)
Наклонился взад – вперед, (Наклоны назад – вперед)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки (Наклоны – руками коснуться пола)
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети присаживаются на стульчики перед доской)
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, с какой просьбой к нам пришел Мишка? (ответы детей) Хорошо. Для того, что бы Мишка понял, что же произошло с природой, нам нужно рассказать о весне. А поможет нам в этом схема. (Рассматриваем схему, дети составляют рассказ)
Мишка: Молодцы, ребята! Теперь я все понял! И вы мне помогли узнать, что же случилось с природой. Оказывается, просто наступила весна. Только, ребята, я к вам пришел не с пустыми руками. У меня есть разные картинки о времени года. Я взял их с собой. Только вот беда, я торопился к вам в садик, быстро бежал, и поэтому все картинки перепутались. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобрать эти картинки.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишке?
Воспитатель: Рассмотрите картинки и выберите только те, на которых изображены приметы весны. Разложите их перед собой. Картинки с приметами других времен года положите на тарелочку. Посмотрите друг у друга, правильно ли выделены картинки.
Воспитатель: ребята, понравилась ли вам встреча с лесным гостем? Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось? Что узнали нового?
Воспитатель: Мишка вам очень благодарен за вашу помощь. Вы помогли ему понять, что происходит с природой, и он теперь совсем не боится. Мишке пора отправляться в лес, он с вами хочет попрощаться.
Воспитатель: Ребята, вы можете рассказать родителям о том, какие замечательные рассказы вы научились составлять о весне. В следующий раз мы с вами нарисуем портрет весны, а на прогулке понаблюдаем, какие изменения в природе произошли в природе с приходом весны.