Анна Шабаева
Технологическая карта НОД «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи.
Тема занятия: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Шабаева Анна Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Мордовия, город Саранск
2016 год
Тема: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».
Возрастная группа: средняя группа.
Форма НОД: речевое развитие
Публикация «Технологическая карта НОД „Составление рассказа по картине „Кошка с котятами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, познавательная, социально-коммуникативная, художественно- творческая.
Форма организации: групповая
Учебно-методический комплект:
• Занятия по развитию речи детей 4-5 лет / О. С. Ушакова. – М. : 2014г.
• Добро пожаловать в экологию!/ О. А. Воронкевич - СПб. : 2014г.
• Художественно-эстетическое развитие детей в средней группе ДОУ. Н. Н. Леонова 2013
Средства:
• Наглядные: картина на тему «Кошка с котятами.
• Литературные: чтение и разучивание стихотворений и потешек про кошку, загадывание загадок про кошку.
• Оборудование: альбомного листа, цветные карандаши, мяч, 2 мальберта. 2 ватмана, фломастеры
• Предварительная работа: Наблюдение за кошкой на прогулке, игра «Кошка с котятами», рисование кошки.
ЗАДАЧИ Задачи индивидуальной работы с детьми
Обучающие:
-Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием (с помощью воспитателя).
- Формировать умение составлять развернутый рассказ по картине, опираясь на план.
Развивающие:
- Упражнять в отгадывании загадок, развивать мыслительную активность, умение не перебивать друг друга при ответах.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма, здоровое соперничество. • Сочетать помощь воспитателя при составлении рассказа ребенка по картине «Кошка с котятами».
• Учить детей отгадывать загадки, активировать мыслительную активность.
• Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
Этапы
деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Психологический настрой Приветствие, установление зрительного контакта.
- Здравствуйте дети! Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. Создает атмосферу психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка. Приветствие. Участвуют в групповых действиях. Психологическая готовность детей
Вводно-организационный
- О каком животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает сою загадку и быстро нарисует отгадку. Вовлекает в слушание.
Вводит элементы новизны. Занимают свои места за столами.
Слушают.
Получение информации. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания
Мотивационно-побудительный, Загадки я буду загадывать на ушко.
-Острые коготки, мягкие подушки.
-Шерстка пушистая, длинные усы.
-мурлычет. Лакает молоко.
-умывается языком, прячет но, когда холодно.
-Хорошо видит в темноте, песни поет.
-у нее хороший слух, ходит неслышно.
- умеет выгибать спинку, царапается.
Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами. Эмоционально включает в действие, слушание. Вовлекает в совместную деятельность.
Загадывает загадки, стимулирующие процесс мышления. Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют.
Внутренняя мотивация на деятельность.
Динамическая пауза - Сейчас, каждый превратится в веселого котенка и вместе станцуем танец котят. Музыкальная подвижная игра «Кошкин дом». Ставит цель перед детьми.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. Активно играют.
Демонстрируют физическую активность.
Берут на себя роль. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Получение нового игрового опыт.
Актуализация -Посмотрите на кошку. Опишите ее внешний вид. Какая она? (большая, пушистая).
- Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, пушистые)
Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котенок рыжий, второй-черный, третий- пестрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите. Что делает каждый котенок (один играет с клубком, второй спит. Третий лакает молоко)
Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться. Какой котенок по характеру.
Котенок Рыжик играет. Как еще можно сказать про него? (резвится. Прыгает, катает клубок). Котенок Черныш спит. Как еще можно сказать про него? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котенок Цветик лакает молоко. Как по другому можно сказать про него? (пьет, лижет. Наедается)
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового.
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений) Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: «Что умеют делать кошки?» Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает. Работают все вместе. Рассказывают.
Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность.
Осваивают последовательность действий.
Осознанные, усвоенные умения, навыки и т. д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Любознательность и активность.
Практическая работа Вернемся к картине. Послушайте план. Который поможет вам составить рассказ.
Кто изображен на картине?
где происходит действие?
Кто бы мог оставить корзину с клубками?
И что здесь случилось?
Что может произойти, когда вернется хозяйка?
Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.
Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше. И аргументируют свой выбор.
В завершении
Занятия я предлагаю разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен мольберт. Каждой команде нужно будет за определенное время нарисовать как можно больше котят и ли кошечек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно составляли рассказ по плану с небольшой помощью воспитателя. Используют полученные знания при рассматривании картины.
Наблюдают за действием воспитателя и других детей.
Ищут, находят решение.
Выражают собственные суждения. Овладение определенным умением составлять рассказ по картине умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Рефлексия Итог.
Что вам больше понравилось га занятии. О ком мы составляли рассказ. Чьи рассказы вам понравились лучше и почему?.
Давайте вспомним как звали наших котят и какие они. Какая мама – кошка?
Вы сегодня хорошие составили рассказы, кошке очень понравилось и она с нами на прогулке поиграет в игру. Инициирует общее обсуждение.
Активизирует обсуждение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Выражает признательность.
Поощряет детей, за то, что они убирают за собой место после занятия. Слушают.
Выражают собственные мысли.
Обобщают.
Делятся впечатлениями. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.
Формирование элементарных навыков самооценки.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.