Анастасия Шарипкулова
Технологическая карта интегрированного занятия «Чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта интегрированного занятия
ФИО участника:
№ участника:
Образовательная (ые) область (и) : Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия : чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
Возрастная группа: подготовительная.
Публикация «Технологическая карта интегрированного занятия „Чтение сказки В, Одоевского „Мороз Иванович“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель занятия : осмысление основной идеи сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», о необходимости и значимости трудолюбия для человека через представление краткой характеристики героев посредством технологии «Синквейн», интерактивной игры «Умная юла» и создание копилки добрых советов.
Задачи занятия :
Образовательные: продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, сопереживать его героям; понимать и оценивать характеры героев; устанавливать причинно-следственные связи между поведением героев и результатом.
Развивающие: развивать интерес к художественной литературе, чуткость к восприятию литературной речи; развивать слуховое и зрительное восприятие, внимательность, память, мышление.
Воспитательные: воспитание трудолюбия, нравственных ценностей (вежливость, доброжелательность, сдержанность). Формирование умения слушать художественные произведения, интереса и бережного отношения к книге. Воспитание инициативы в дидактической игре.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания) :
Игровая задача: вовлечение в процесс поисковой деятельности посредством дидактической игры «Умная юла»; набрать большее количество снежинок за правильные ответы по содержанию сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».
Игровые правила: начинать только по сигналу воспитателя, выполнение правил игры детьми.
Игровое действие: действия детей с учетом правил игры.
Словарная работа: объяснение значений трудных слов из произведения таких как: совесть не зазрит, обнова.
Планируемые результаты занятия :
1. Дети понимают основную идею данного произведения.
2. Осмысленно отвечают на вопросы
3. Понимают и оценивают характеры героев, устанавливают причинно-следственные связи, проявляют интерес к книге.
Материалы и оборудование: smart-доска, мультимедиа-проектор, книга, игрушка, шкатулка, ведерко добрых советов.
№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предпола- гаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организа-ционно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия – Ребята, встаньте в круг.
– К зимнему солнышку потянулись,
Лучик взяли, к сердцу прижали
и другу отдали!
(показывает движения).
– Молодцы! От лучика солнца, который вы передали друг другу, стало светло, тепло и радостно.
Ребята, отгадайте загадку:
Молодцем тебя зовут, если очень любишь (Труд) Рефлексивный круг, загадывание загадки. Слушают воспитателя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы. Мотивация на предстоящую деятельность.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме Ребята, а у нас видео звонок. Нам звонит девочка Маша. Ответим на ее звонок.
– Дети, здравствуйте, мой друг медведь заставляет меня убираться дома, варить ему кашу, выполнять домашние дела. А мне не всегда хочется это делать, и он меня не понимает. Как же мне быть?
– Ребята, поможем ответить Маше на ее вопрос.
– Чтобы помочь Маше, мы должны понять, как важно трудиться, и награда ждет только того, кто любит труд и уважительно относится к окружающим.
- Ребята, а что значит трудиться?
(Ответы детей).
– Да, верно, ребята. Трудиться – это значит делать полезные дела для себя и своих близких.
– А важность труда для каждого человека, даже маленького показал Владимир Федорович Одоевский.
Рассказ воспитателя о писателе.
Аннотация.
В этой сказке рассказывается о двух девочках-сестрах: Рукодельнице, которая любила трудится и Ленивице, которая ничего не хотела делать. Как-то раз Рукодельница уронила ведерко в колодец и спустилась за ним, а там встретила доброго дедушку Мороза Ивановича. Рукодельница прибирала в его доме, готовила кушанья, починила ему платье. Мороз Иванович щедро наградил ее за хорошую работу, он подарил ей ведерко серебряных пятачков и брильянтик. Ленивица тоже захотела награду и отправилась в колодец, но работать она не умела, поэтому и получила по заслугам. А как это произошло мы узнаем, прочитав отрывок из сказки «Мороз Иванович».
Как вы думаете, что могло случиться с Ленивицей дальше? Предположения детей.
Мне эта сказка очень нравится, потому что она учит нас быть трудолюбивыми и по-доброму относится к старшим.
Словарная работа: совесть не зазрит, обнова. Сюрпризный момент, вводная беседа, поощрение. Проблемный вопрос, объяснение, поощрение.
Показ портрета В. Одоевского. Рассказ воспитателя о писателе.
Краткий рассказ воспитателя содержания сказки.
Проблемный вопрос, объяснение, поощрение. Выслушивают проблемный вопрос, высказывают предположе-ния.
Слушают воспитателя, знакомятся с портретом писателя.
Слушают воспитателя, знакомятся со сказкой.
Выслушивают проблемный вопрос, высказывают предположения. Вовлечение детей в решение проблемной ситуации.
Заинтересовать детей писателем и его сказкой.
Ознакомление со сказкой «Мороз Иванович».
Вовлечение детей в решение проблемной ситуации.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о… Ребята, садитесь поудобнее и слушайте отрывок из сказки Одоевского «Мороз Иванович» Чтение сказки. Слушание воспитателя. Активное восприятие содержания произведения.
2.3. Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы Беседа.
1. О чем эта сказка?
2. Кто главные герои сказки?
3. Почему автор назвал своих героинь: Рукодельница и Ленивица
4. Кто из героев вам больше понравился и почему?
Технология «Синквейн». (описание Мороза Ивановича)
В этом нам поможет схема, которая похожа на елочку. Елочка состоит из треугольников. Один треугольник – это одно слово. (показываю на верхний треугольник).
Кто – Мороз Иванович
Какой – справедливый, мудрый,
Что он делает – приглашает, наблюдает, награждает,
Судит о людях по делам
Кто- Волшебник
Ребята, давайте еще раз прочитаем слова Мороза Ивановича, как он учит Ленивицу трудиться.
Выборочное чтение.
Физминутка.
Пока мы читали сказку в группе стало холодно, давайте разогреемся.
Упражнение «Я начну предложение, а вы закончите»
Петух вскочил на забор и громко (закричал)
Кукареку-кукарекулька
У Ленивицы в руках…. (ледяная сосулька)
Посмотрите на иллюстрацию где изображена Ленивица, вот как ее изобразил художник Геннадий Соколов.
Ребята, как вы считаете подходит ли пословица «Что посеешь, то и пожнешь к нашей сказке? Объясните, почему вы так думаете?
Верно. Каждый человек за свою работу получает соответствующую награду. По работе и награда!
А сейчас мы поиграем в очень интересную игру на интерактивной панели. А чтобы глаза не уставали, выполняйте гимнастику для глаз.
-Назовите правила безопасной игры на интерактивной панели.
– Ребята, предлагаю поиграть в игру «Умная юла» и посмотрим, хорошо ли вы запомнили сказку.
Считалка поможет определить, кто начнет отвечать первым.
1, 2, 3, 4, 5
Будешь первым ты играть.
Будьте внимательны!
Игра на смарт оборудовании.
1. Кто сочинил сказку «Мороз Иванович»?
2. Что подарил Мороз Иванович Ленивице?
3. Во что превратился брильянт в руках Ленивицы?
4. Чем укололась Ленивица?
5. Как наградил Мороз Иванович Рукодельницу?
6. Как вы понимаете пословицу: Труд человека кормит, а лень портит.
Подведение итогов игры. Вы хорошо потрудились и получили свои награды – снежинки.
Беседа, вопросы, направленные на характеристику героев, решение проблемной ситуации, поисковые вопросы, открытые и закрытые вопросы, технология «Синквейн», физкультминутка (совместное выполнение движений, пояснение, выборочное чтение, прием «закончи предложение», поощрение; дидактическая игра, объяснение содержания игры, показ способов действия, зрительная гимнастика, соревнование, вопросы к детям, поощрение, подбадривание, анализ.
Считалка.
Открытые и закрытые и поисковые вопросы. Активное участие в беседе, договаривают предложение, повторно слушают, выбранный отрывок, выполнение физкультминутки за воспитателем; слушают объяснение, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют пробные действия, меняются ролями, соревнуются, выполняют игровые действия.
Выполняют задания на смарт оборудовании
Отвечают на вопросы.
Освоение содержания произведения и понимания основной идеи произведения, решение проблемной ситуации.
Снятие психологического, умственного и мышечного напряжения.
Развитие литературной речи.
Снятие зрительного напряжения.
Понимание идеи произведения «Мороз Иванович».
Понимание идеи сказки.
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки Ребята, чем мы сегодня занимались?
Назовите автора сказки, которую мы прочитали?
Как вы думаете, что хотел нам сказать Владимир Одоевский своей сказкой?
Ребята, а теперь мы сможем помочь Маше ответить на ее вопрос, что ей делать? Свои советы в виде снежинок положите в волшебное ведерко.
Вы дали Маше правильные советы, не забывайте и вы о них. А волшебной ведерко будет нам в помощь. А книгу с сказкой Одоевского «Мороз Иванович» мы поставим в книжный уголок, думаю еще не раз к ней вернемся. Спасибо Всем! Вопрос воспитателя, обобщение, вывод. Ответы на вопросы. Понимание основной идеи произведения.