Анна Булгачева
Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Булгачева А. М. воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 464 «Лукоморье»,
Г. Н. Новгород.
Развитие творческих способностей у дошкольников
через изобразительную деятельность (пластилинографию)
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, Е. А. Флёрина, Н. Б. Халезова, С. Г. Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.
Одной из образовательных областей основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является «художественно-эстетическое развитие», которое предполагает не только развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, но и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Одним из целевых ориентиров в этой области является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе художественно-творческой, у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности. Считаю, что работа с пластилином во всех ее формах, а в частности пластилинография, является одним из средств формирования творческой личности.
Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов — увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Во время лепки происходит массаж определ нных точек на ладонях и на пальцах малыша, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развивается речь и интеллект малыша. При постоянных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук, ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьнозначимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).
Цель моей работы: Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность (пластилинографию).
Внедрение программы дополнительного образования по пластилинографии в ДОУ осуществляется через формы работы, такие как:
- выставки детских работ — организация выставок, где родители могут увидеть работы своих детей и их творчество, что способствует повышению самооценки и уверенности в себе;
- открытые занятия с детьми;
-открытые занятия с детьми и родителями.
Начинаем знакомить детей с пластилинографией с младшего возраста. Ребята рассматривают картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, проговариваем какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин. Обговариваем, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе с детьми проговариваем правила техники безопасности в работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. На этапе обучения ребята осваивают правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, учатся работать в ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.
Пластилинография в старшем возрасте позволяет детям создавать сложные изображения, состоящие из множества мелких деталей. Они уже знают о свойствах и возможностях пластилина как прикладного материала, о правилах и этапах лепки. Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности.
Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Обучение детей пластилинографии проходит по разработанному перспективному плану. Продолжительность непрерывной деятельности согласно возрастным требованиям. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления.
Практические работы включают изготовление, оформление поделок с использованием технологических карточек (алгоритм действий). На каждом занятии используется дополнительный литературный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т. д.
Занятия проводятся в игровой форме. Приводим пример дополнительный занятий по младшему возрасту.
Занятие «Дождик»
Задачи: формировать умение использовать приёмы пластилинографии для создания дождика; умение аккуратно обращаться с пластилином и оборудованием; формировать элементарные представления о природных явлениях; учить детей отщипывать кусочки пластилина; развивать общую и мелкую моторику; обучение действовать по словесному сигналу; развивать воображение и творчество, аккуратность и ответственность; развивать согласованность в работе обеих рук, способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии; воспитывать внимательное и заботливое отношение к природным явлениям, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Занятие «Осеннее дерево»
Задачи: формировать у детей экологические представления об осени; закреплять у детей умение изображать листья на деревьях с помощью пластилиновых шариков (отщипывать и скатывать небольшие по размеру шарики-листики); развивать творческую активность и воображение, индивидуальные способности у детей; мелкую и общую моторику рук.
Занятие «Грибы для ежика»
Задачи: учить детей скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем на картоне; раскатывать столбики и соединить их с шариками; развивать у детей самостоятельность и терпение, интерес и любовь к искусству, творчеству, через занятия по лепке с нетрадиционной техникой; воспитывать аккуратность при работе с пластилином; воспитывать усидчивость; закреплять знания детей о грибах; развитие общей и тонкой моторики.
В старшем возрасте проводим следующие занятия, например:
Занятие «Радуга - дуга»
Задачи: Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов на ней. Учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
Занятие «Улитка, улитка, выпусти рога».
Задачи: Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять в раскатывании кусочков пластилина межу ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик, используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы.
Занятие «Мишка косолапый»
Задачи: Учить изображать фигуру медведя способом пластилинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Закреплять умение аккуратного соединения частей в единое целое путем примазывания, сглаживания.
Мы привели несколько примеров занятий по пластилинографии с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
В заключение, можно сказать, что пластилинография — это не только увлекательное занятие, но и важный инструмент для формирования творческой личности ребенка - дошкольника.
Список литературы:
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007. – 88с.
3. Ткаченко Т. Б., Стародуб К. И. Лепим из пластилина. – Ростов – н/Д: Издательство «Феникс», 2003.