Приложение МААМ

Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.

Марина Кравченко
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.

Публикация «Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

На сегодняшний день в России отмечается низкий уровень общественного здоровья, поэтому одной из главных задач отечественного образования является формирование личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества.

В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. «Сберегать» - это сохранить, не дать пропасть, следовательно «здоровьесбережение - это сохранение здоровья на заданном уровне (в частности на том на котором ребенок пришел в ДОУ).

Мы считаем, необходимы поиски новых подходов для формирования здоровой личности. Такими и являются здоровьесозидательные технологии.

Здоровьесозидание (от «созидать» - сделать существующим, произвести, основать) - содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой характеристики. Поэтому слово близко по смыслу здоровьетворчеству, творчески создавать, творение, сотворение, становиться лучше, совершеннее, доводить до лучшей степени превосходства.

Здоровьесозидательная деятельность (ЗСД) заключается в использовании принципов и способов, позволяющих сохранять и развивать как собственное здоровье, так и здоровье воспитанников, творчески дополнять содержание образовательной деятельности знаниями, умениями, навыками с целью формирования поведения, ориентированного на здоровый образ жизни.

В условиях значительного снижения уровня здоровья, именно педагоги должны решать проблему обеспечения здоровья. Выступая в качестве субъекта здоровьесозидающей деятельности (ЗСД, педагог обязан представлять рациональные образы и нормы поведения, позволяющие без ущерба для здоровья обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития, давать конкретные рекомендации по сбережению индивидуального здоровья, направлять на ведение здорового образа жизни.

Основополагающими приоритетами в решении проблемы здоровьесозидания в современном образовательном процессе являются:

1) целостный подход к здоровью, в котором физическое и психологическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека в контексте гуманистической психологии и гуманистической парадигмы образования;

2) здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития и необходимый ресурс «человеческого капитала»;

3) здоровьесозидание – не совокупность лечебно-профилактических мер, а сложный и динамичный процесс развития потенциалов здоровья с учетом его индивидуального уровня;

4) готовность к здоровьесозидающей деятельности – основное средство и условие здоровьесозидания личности участников образовательного процесса.

Учитывая необходимость создания здоровьесберегающего образовательного процесса, способствующего эмоциональному благополучию ребенка, полноценному его развитию и повышению уровня здоровья каждого воспитанника, психолого-педагогическими условиями созидания здоровья выступают :

- формирование в образовательном учреждении (в образовательной деятельности, совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей)

- здоровьесозидающей среды, транслирующей ценности здоровья и обеспечивающей взаимодействие «педагоги — дети — родители»; а также перенос участниками образовательного процесса в повседневную практику способов сохранения, укрепления и приращения здоровья;

- опора процесса здоровьесозидания на систему личностно значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – ведущее направление деятельности нашего детского сада.

Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.

В нашем дошкольном учреждении разработана программа по оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста «Здоровье с детства», которая реализуется в течение всех лет пребывания ребёнка в ДОУ.

Программа нацелена на реализацию направлений созидания и развития здоровья подрастающего поколения:

-физкультурно-оздоровительное (сохранение и развитие здоровья детей, средствами физической культуры);

-лечебно-реабилитационное (сохранение и развитие здоровья);

- гигиено-профилактическое (сохранение здоровья через организацию учебной деятельности);

- эколого-сохраняющие (развитие здоровья при формировании экологически целесообразных отношений участвующих с окружающей средой);

-обеспечение безопасности жизнедеятельности (обучение методом сохранения здоровья и жизни в чрезвычайных обстоятельствах).

Каждое направление реализуется одной или несколькими подпрограммами.

Физическое здоровье - единство физического и психического здоровья и эмоционального благополучия ребенка.

Пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип рационального сочетания интеллектуальных нагрузок, организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. На улучшение здоровья детей, их благоприятное развитие влияет весь уклад жизни, то есть полная реализация следующей триады: оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

Принцип индивидуального подхода, способствующий успешному поиску адекватных медико-педагогических методов и приемов. Необходимо своевременно корректировать содержание медико-педагогических приемов с учетом индивидуальных особенностей ребенка, применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений

Принцип естественной двигательной активности с учетом региональных и климатических условий.

Социально-нравственное здоровье - постепенное усиление осознанности социально-нравственных представлений:

- понимание красоты и смысла нравственных поступков;

- необходимости выбора той или иной линии поведения в зависимости от обстоятельств;

- осознания последствий положительных или отрицательных поступков;

- установление причинно-следственной связи между отношениями;

- чувствами к поступкам людей;

- усиление роли самооценки в поведении.

Психическое здоровье - сохранение и улучшение нервно-психического здоровья с помощью психолого-педагогических средств.

Психолого-педагогические средства направлены на развитие ребенка и коррекцию его негативных индивидуальных особенностей в условиях ДОУ. Коррекционно-развивающие мероприятия и вспомогательные средства общения направлены на:

формирование навыков общения;

гармонизацию отношений ребенка в семье и со сверстниками;

коррекцию некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

коррекцию самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В рамках обновления содержания работы по физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровьесозидания и здоровьесбережения, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников.

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесозидающей среды. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «центры здоровья», оснащенные наглядно-демонстративным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ. В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.

В детском саду созданы оптимально возможные условия для реализации оздоровительной деятельности. Однако, учитывая широту и разнообразие поставленных задач, возникла необходимость привлечения к работе более узких специалистов, в связи с чем, нами организовано взаимодействие с Водно-оздоровительным комплексов «Волна». В рамках сотрудничества организованы:

- группа оздоровительного плавания, в которую вошли дети 7года жизни;

- спортивная секция по хоккею и фигурному катанию.

В работе педагогов широко применяются технологии сохранения и стимулирования здоровья : ритмопластика, динамические паузы подвижные спортивные игры, релаксация, игровой час во вторую половину дня, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, корригирующая;

технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурно-оздоровительная деятельность, игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, точечный самомассаж, арттерапия, сказкотерапия,

логоритмика.

Здоровье ребенка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Этот раздел программы рассматривает взаимосвязь двух основных социальных структур: семьи и детского сада, ребенок не эстафета, которую детский сад и семья передают друг другу, в

работе нужно поддерживаться не принципа параллельности, а взаимопроникновение двух социальных институтов. Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается вместе с семьей. Взаимодействие с родителями по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей осуществляется по следующим направлениям: просветительское, культурно-досуговое, психофизическое.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Обязательная полная информированность родителей о здоровье ребенка, о питании детей в детском саду, о проведении закаливающих и оздоровительных мероприятиях, антропометрических данных, о вакцинации, о психофизической подготовленности ребенка.

С этой целью регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия : «Дни здоровья», «Красота в движении – здоровье с детства», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование. Проведены акции: - «Подвижные игры с мамой и папой»; «Мы любим спорт»; «Изготовление нестандартного оборудования с целью повышения двигательной активности дошкольников».

Таким образом, создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительное отношение между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, то есть обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Литература

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. — М., 1986.

Здоровый малыш : Программа оздоровления детей ДОУ. Под. ред. З. И. Бересневой. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 32 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».).

2. Маджуга А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования : автореф. дис на сосискание ученой степени д-ра пед. наук: спец. 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» / А. Г. Маджуга. – Владимир, 2011. – 52 с.

3. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. СПб. : Детство – Пресс, 2008.

4. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Волгоград «Учитель», 2009.

.

Публикации по теме:

Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста Семинар-практикум для воспитателей «Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного.

Музыкально-театрализованная деятельность как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста И в настоящее время активно реализуются образовательные стандарты – это документ направленный на организацию социализации и индивидуализации.

Образовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возрастаОбразовательная среда как фактор позитивной социализации детей дошкольного возраста Несудимова С. В – заместитель директора по ДО СПДО МАОУ ООШ с. Комсомольское Балаковского района Саратовской области Аннотация. В статье.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Практикум «Формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни и повышения мотивации к сохранению здоровья» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов, формирование элементарных представлений о здоровьесберегающих.

Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования» Форма работы: проблемные группы Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем) Вступление. В связи с повышением качества образования.

Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.

Создание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возрастаСоздание эстетической развивающей среды как фактор формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста Для полноценного развития детей необходимо обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание в детском саду. Поэтому необходимо.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Вечер встреч с родителями по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки» Вечер с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 10 февраля 2016 в 14:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кравченко (УИ 459795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД