МААМ-картинки

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду

Наталия Субботина
Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.

Публикация «Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду» размещена в разделах

Также условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

Для формирования у старших дошкольников культуры здоровья необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождается музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу старших дошкольников, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни.

Адекватно оценивая актуальные возможности, видя перспективы их роста, старший дошкольник начинает выстраивать образ себя «будущего». Мало того, он начинает любить этот образ и стремится к достижению этого идеала. Отсюда следует, что взрослые должны иметь представления об «идеалах» детей и помогать их актуализации. Чувствуя поддержку, видя свои растущие возможности, ребенок стремится к новым физическим и личностным достижениям или, говоря психологическим языком, встает на путь саморазвития и самовоспитания. Управление ребенком в этом случае начинает уступать место самоуправлению.

Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т. д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Большое влияние на формирование культуры здоровья у старших дошкольников оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, во время образовательной деятельности, прогулок и в промежуточные интервалы между образовательной деятельностью. Игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры старших дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности.

В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.

И в этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколько методы и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. От привычки к потребности – от потребности к культуре здоровья – таким должен быть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Взаимодействия детского сада и семьи по формированию основ культуры здоровья является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т. д., практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

Родители любят своих детей, заботятся о них, лечат, когда они заболевают. В сфере здоровьесбережения цель дошкольного учреждения – помочь родителям сохранить и укрепить здоровье ребенка немедикаментозными, но в тоже время научно обоснованными и действенными способами и средствами.

Сотрудничая вместе с родителями, следует объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребенка. В конце года важно вместе оценить, насколько здоровье ребенка стало лучше, как он продвинулся в своем физическом развитии, овладел ли необходимым минимумом двигательных умений.

Воспитателю необходимо найти общий язык с родителями воспитанников, проявить интерес к здоровью и развитию каждого ребенка, фиксировать внимание на том особенном, что есть в нем, и удивить этими знаниями родителей. Важно убеждать родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском учреждении, как рационально провести выходные дни; почему вредно закармливание детей сладостями, потакание капризам во время еды, желание как можно больше дать пищи ребенку, какой вред наносит здоровью ребенку «укутывание в сто одежек». Родители должны знать, что малая подвижность неестественна для детей, она приводит к нездоровью ребенка, психологическому дискомфорту.

Воспитателям и родителям надо находить время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и детском учреждении. Этому способствуют индивидуальные беседы с родителями, содержание родительских уголков, соотнесение требований дошкольного учреждения и семьи, проведение мероприятий по уменьшению адаптационного стресса при переходе ребенка из семьи в детский сад, использование комплексно-оздоровительных мероприятий с обязательным учетом выявленных отклонений в здоровье каждого ребенка.

В детском учреждении полезно иметь небольшую педагогическую библиотечку, списки популярной литературы по наиболее злободневным вопросам здоровья.

Встречи с родителями наиболее эффективны, если используются деловые игры: продумываются ситуации, в которых родителям необходимо найти правильный выход, выразить свою позицию, доказать ее, решить педагогическую задачу.

Воспитателям вместе с родителями необходимо формировать у детей представления о строении тела, знания по основам личной гигиены и охраны своего здоровья, представления о взаимосвязи человека с окружающей средой.

Таким образом, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Здоровый семейный коллектив, где родители связаны заботой о детях, дружбой и взаимоотношением – одно из необходимых условий правильного, полноценного здорового воспитания детей дошкольного возраста.

Изучив педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста можно предположить, что формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

создается развивающая среда для воспитания культуры движения, питания, привычки соблюдения санитарно-гигиенических требований, режима и т. д. ;

используются разнообразные формы и методы работы с детьми, способствующие организации эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности; и родителями;

осуществляется взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и семьи на основе единения цели, задач, содержания и способов воспитания.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. С первых дней своего существования.

Консультация «Педагогические условия организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста» Досуг - важная часть жизни и показатель индивидуальной образованности, как отдельного человека, так и общества в целом. Досуговая деятельность.

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к хоровому пению у детей старшего дошкольного возраста Самый естественный и простой путь подготовки к восприятию музыки и создания положительного отношения к ней – это игровой момент при построении.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста «Как можно нас называть по – разному?» Выбирается ведущий. Он становиться в круг. Остальные дети, представляя, что они это.

Образовательная программа «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета» Краткосрочная образовательная практика Название: «Педагогические условия формирования у детей среднего дошкольного возраста навыков этикета.

Организационно-педагогические условия, способствующие оздоровлению детей старшего дошкольного возраста Создание предметно-развивающей среды предполагает целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий,.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду
Опубликовано: 12 декабря 2015 в 20:57
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Субботина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД