Юлия Петлина
Вечер встреч с родителями по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»
Вечер с родителями
по теме
«Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья»
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Петлина Юлия Николаевна
Актуальность.
Публикация «Вечер встреч с родителями по теме „Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья“» размещена в разделах
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.
Процесс формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия
Педагоги нашего сада объясняют детям и информируют родителей, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело, научиться заботиться о нем. Совместная деятельность воспитателя и родителя позволит ребенку успешно освоить интегрированный курс «Валеология» в детском саду – первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, сформирует ценностного отношения взрослого к здоровью и приобщение дошкольника к здоровому образу жизни.
Целью сегодняшнего вечера с родителями станет : Пропаганда здорового образа жизни.
Поскольку понятие «здоровье» достаточно сложное и многоаспектное, в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии овладеть им, даже на уровне общего представления. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровья еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему маленького ребенка практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Что значит чувствовать и быть здоровым, они объяснить еще не могут, отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – значит не болеть.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется, но дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, хотя более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий так и от внешней среды. («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя есть грязными руками» и пр
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети интуитивно начинают выделять психический, и социальный компоненты здоровья («там все кричали и у меня голова разболелась»).
Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей остается достаточно пассивным. Причины этого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем.
Чтобы начать работу с вами уважаемые родители, необходимо выяснить условия формирования ценностного отношения к здоровью, для этого проведем небольшой тест.
Можно ли «Ваш образ жизни назвать здоровым?» (Тест вынесен в приложение)
Цель. Выявить представление родителей о здоровом образе жизни
По результатам теста мы с вами видим о недостаточных знаниях, подходах и формах работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Позвольте познакомить вас с некоторыми из них:
• проблемный рассказ
• проблемно-поисковая беседа
• проблемные наглядные пособия
• метод познавательных игр
• метод создания ситуаций познавательного спора
• метод анализа жизненных ситуаций
• метод мозгового штурма,
• элементы дискуссии
• проблемные ситуации и др.);
Благодаря этим методам мы можем не только выяснить, но и расширить знания детей о здоровье.
Одним из условий формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни, приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям.
Воспитание потребности детей в ЗОЖ может осуществляется по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;
- формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения.
Все упражнения лучше всего объединять игровыми сюжетами. Так как именно в игре формируются эмоциональные переживания. Играя связующую роль между потребностью и поведением, эмоции побуждают ребенка к определенной деятельности, определяют этапы ее протекания. Эмоции играют существенную роль и при оценке результата.
Огромное значение для детей имеет двигательная активность в течении дня. В настоящее время она составляет более 70% всего времени, которое ребенок проводит в детском саду и направленна на укрепление здоровья дошкольников. А именно:
утренняя гимнастика;
двигательная разминка во время перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз);
физкультминутки;
подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
дифференцированные игры-упражнения;
прогулки-походы в лес (и близлежащий парк);
оздоровительный бег;
пробежки по массажным дорожкам в сочетании с контрастными воздушными ваннами;
гимнастика после дневного сна;
занятия ритмической гимнастикой (хореографией);
самостоятельная двигательная деятельность;
оздоровительные досуги и развлечения;
Эффективных закаливающих мероприятий
1. закаливание воздухом:
утренний прием на свежем воздухе;
контрастные воздушные ванны;
сон с доступом свежего воздуха;
солнечные ванны.
2. закаливание водой:
умывание в течение дня холодной водой;
постепенное обучение полосканию рта прохладной водой;
обливание стоп контрастной водой
3. дополнительные закаливающие процедуры:
элементы самомассажа;
пальчиковая гимнастика;
хождение босиком;
сон без маечек;
гимнастика для глаз
дыхательная гимнастика
психогимнастика, релаксация
ароматерапия.
Любой вид двигательной активности вы, уважаемые родители можете использовать и дома совместно со своим любимым чадом. Это позволит вам укрепить здоровье, а также укрепить семейные взаимоотношение родителя и ребенка. Сочетая, двигательную активность, оздоровительными мероприятиями формируется комплексный подход к приобщению детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья, что положительно влияет, прежде всего, на укрепление здоровья детей.