Лариса Сац
Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы: проблемные группы
Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем)
Вступление.
В связи с повышением качества образования перед образовательной организацией стоит задача развития (и выравнивания) профессионализма педагогов, которая решается сегодня в основном за счет внешних ресурсов (обучения в сторонних организациях). Однако на этом пути есть проблемы, связанные как с финансовыми ограничениями, так и с недостаточной эффективностью системы повышения квалификации. Закономерно возникает вопрос: есть ли внутри образовательной организации что-то, что способно обеспечить ее устойчивое развитие?
Публикация «Проблемный семинар „Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ведущая международная консалтинговая компания McKinsey называет одним из по-настоящему эффективных двигателей повышения качества образовательной системы организацию группового взаимодействия педагогов (другими словами, повышение социального капитала)
Существуют два вида капитала:
Человеческий капитал чаще всего трактуется как совокупность знаний, умений, профессиональных навыков человека, которая может быть воплощена в личном и общественном доходах. Иначе говоря, ЧК — это то, что повышает способность человека к труду, благодаря, в первую очередь образованию и профессиональным навыкам. Отсюда понятно, что вложения в человеческий капитал для государства есть прямой и понятный способ повысить благосостояния общества. Для этого государство открывает и поддерживает по мере сил школы и университеты.
Социальный капитал - особый тип капитала, который включает в себя способность составлять некоторую общность, ассоциации, объединения — от семьи до государства. Эта способность основана на том доверии, которое испытывают члены сообщества друг к другу. А доверие возникает, если есть разделяемые ценности и нормы. Доверие, как уже отмечалось, упрощает взаимодействие между людьми и организациями.
В мировой практике существует множество оснований считать повышение уровня социального капитала действительно мощным ресурсом развития организации. Основная функция социального капитала — обеспечение доступа к благам и ценностям, человеческому капиталу других людей, снижение издержек.
Во всем цивилизованном мире социальный капитал признается ресурсом развития наряду с финансовым, физическим и человеческим капиталом.
«Низкий социальный капитал делает высокопрофессионального учителя менее эффективным, а плохого — еще хуже. Напротив, целенаправленные совместные практики мобилизуют и совершенствуют знание в системе, позволяя учителям узнавать, что делают их коллеги, и учиться у них».
Актуальность проблемы российского образования, в том числе и дошкольного, видится в том, что педагоги в большинстве своем не имеют привычки профессионального взаимодействия, в то время как в новых образовательных стандартах зафиксированы следующие требования к результатам обучения:
— формирование универсальных учебных действий;
— метапредметные компетентности;
— освоение способов совместной деятельности и т. д.
Педагоги просто не рассматривают возможности повышения личного профессионализма внутри организации. Кажется, что они в своем подавляющем большинстве не испытывают никакого профессионального интереса к другим своим коллегам, искренне полагая, что за редким исключением они ничему научиться и узнать что-нибудь полезное у коллег не могут. Хорошие педагоги, как правило, сильно перегружены, что значительно увеличивает скорость их выгорания. Кроме того, профессионал может оставаться таковым, только если рядом с ним тоже профессионалы, иначе он начинает работать хуже. Таким образом, перед нами стоит проблема профессионального одиночества педагога : в принятии решений, в получении морального удовлетворения от высоких результатов деятельности и т. д. Отсюда следует, что организации с низким социальным капиталом имеют простую реальную структуру: мало связей, мало интереса друг к другу. Есть единственный выход из данной ситуации: выращивать социальный капитал своей организации, резко увеличивая профессиональное сотрудничество и сложность реальной (неформальной) структуры организации.
Работа проблемных групп.
Объединение в проблемные группы – по стажу отработанных лет
До 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 15 лет
От 15 до 25 лет
Свыше 25 лет
! Определённые ниже проблемы достаточно субъективны для каждого дошкольного учреждения, так как в отдельно взятом ДОУ они решаются по – разному (разная степень значимости проблемы). Но так или иначе, выделенные проблемы существуют во всех дошкольных учреждениях.
Проблема 1 :
ФГОС ДО внедряется слабо из-за недостаточного уровня профессионализма педагогов ДОУ. Анализ проводится по схеме:
- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования
- Анализ ситуации (причины недостаточного профессионализма педагогов, эффективность используемых на данном этапе способов решения проблемы, условия, в которых возникла и решается проблема)
- Все предложенные участниками группы решения
- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)
Проблема 2 :
Существующие способы повышения квалификации педагогов (стимулирование, КПК, семинары) малоэффективны. Анализ проводится по схеме:
Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования
Анализ ситуации (причины малоэффективности, как решается проблема в современных условиях, уровень проводимых мероприятий по повышению квалификации)
Все предложенные участниками группы решения
Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)
Проблема 3 :
В педагогическом коллективе существует четкое разграничение между педагогами-стажистами и более молодыми коллегами, между ними практически не существует взаимосвязи. Анализ проводится по схеме:
- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования
- Анализ ситуации (причины возникновения проблемы, эффективность используемых на данном этапе способов решения проблемы, условия, в которых возникла и решается проблема, примеры положительного взаимодействия)
- Все решения, предложенные участниками группы
- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)
Проблема 4 :
Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется в основном усилиями администрации (КПК, обучающие семинары). Самостоятельная работа по повышению личного профессионального мастерства педагогов практически на нуле.
Анализ проводится по схеме:
- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования
- Анализ ситуации (причины возникновения проблемы, используемые на данном этапе способы решения проблемы и их эффективность, условия, в которых возникла и решается проблема)
- Все решения, предложенные участниками группы
- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)
Проблема 5 :
Профессиональное взаимодействие педагогов в основном выстраивается через реализацию методических мероприятий. Личная инициатива профессионального сотрудничества низка. Анализ проводится по схеме:
- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования
- Анализ ситуации (причины проблемы, активно используемые на данном этапе формы методического взаимодействия и их эффективность, условия, в которых возникла и решается проблема)
- Все предложенные участниками группы решения
- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)
Работа экспертной группы.
От каждой проблемной группы в ЭГ делегируется один представитель. Таким образом, группа состоит из 5 человек разной квалификации. Они заполняют итоговую таблицу, в которой указывают ключевые решения основной проблемы : как повысить качество дошкольного образования через организацию профессионального сотрудничества педагогов.
Итоги работы проблемных групп :
Как посредством профессионального сотрудничества педагогов можно повысить качество дошкольного образования?
Необходимо:
- Повышение профессиональных умений педагогов с целью успешной реализации ФГОС ДО;
- Повышение квалификации педагогов способами, значимыми для каждого педагога.
- Налаживание взаимосвязей между педагогами всего коллектива, невзирая на возраст, стаж, опыт;
- Личная заинтересованность и собственные усилия педагогов по повышению профессионального мастерства;
- Личная инициатива профессионального сотрудничества низка Налаживание профессионального сотрудничества педагогов.