Приложение МААМ

Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования»

Лариса Сац
Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма работы: проблемные группы

Метод работы: кейс-стади (решение ситуаций – проблем)

Вступление.

В связи с повышением качества образования перед образовательной организацией стоит задача развития (и выравнивания) профессионализма педагогов, которая решается сегодня в основном за счет внешних ресурсов (обучения в сторонних организациях). Однако на этом пути есть проблемы, связанные как с финансовыми ограничениями, так и с недостаточной эффективностью системы повышения квалификации. Закономерно возникает вопрос: есть ли внутри образовательной организации что-то, что способно обеспечить ее устойчивое развитие?

Публикация «Проблемный семинар „Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования“» размещена в разделах

Ведущая международная консалтинговая компания McKinsey называет одним из по-настоящему эффективных двигателей повышения качества образовательной системы организацию группового взаимодействия педагогов (другими словами, повышение социального капитала)

Существуют два вида капитала:

Человеческий капитал чаще всего трактуется как совокупность знаний, умений, профессиональных навыков человека, которая может быть воплощена в личном и общественном доходах. Иначе говоря, ЧК — это то, что повышает способность человека к труду, благодаря, в первую очередь образованию и профессиональным навыкам. Отсюда понятно, что вложения в человеческий капитал для государства есть прямой и понятный способ повысить благосостояния общества. Для этого государство открывает и поддерживает по мере сил школы и университеты.

Социальный капитал - особый тип капитала, который включает в себя способность составлять некоторую общность, ассоциации, объединения — от семьи до государства. Эта способность основана на том доверии, которое испытывают члены сообщества друг к другу. А доверие возникает, если есть разделяемые ценности и нормы. Доверие, как уже отмечалось, упрощает взаимодействие между людьми и организациями.

В мировой практике существует множество оснований считать повышение уровня социального капитала действительно мощным ресурсом развития организации. Основная функция социального капитала — обеспечение доступа к благам и ценностям, человеческому капиталу других людей, снижение издержек.

Во всем цивилизованном мире социальный капитал признается ресурсом развития наряду с финансовым, физическим и человеческим капиталом.

«Низкий социальный капитал делает высокопрофессионального учителя менее эффективным, а плохого — еще хуже. Напротив, целенаправленные совместные практики мобилизуют и совершенствуют знание в системе, позволяя учителям узнавать, что делают их коллеги, и учиться у них».

Актуальность проблемы российского образования, в том числе и дошкольного, видится в том, что педагоги в большинстве своем не имеют привычки профессионального взаимодействия, в то время как в новых образовательных стандартах зафиксированы следующие требования к результатам обучения:

— формирование универсальных учебных действий;

— метапредметные компетентности;

— освоение способов совместной деятельности и т. д.

Педагоги просто не рассматривают возможности повышения личного профессионализма внутри организации. Кажется, что они в своем подавляющем большинстве не испытывают никакого профессионального интереса к другим своим коллегам, искренне полагая, что за редким исключением они ничему научиться и узнать что-нибудь полезное у коллег не могут. Хорошие педагоги, как правило, сильно перегружены, что значительно увеличивает скорость их выгорания. Кроме того, профессионал может оставаться таковым, только если рядом с ним тоже профессионалы, иначе он начинает работать хуже. Таким образом, перед нами стоит проблема профессионального одиночества педагога : в принятии решений, в получении морального удовлетворения от высоких результатов деятельности и т. д. Отсюда следует, что организации с низким социальным капиталом имеют простую реальную структуру: мало связей, мало интереса друг к другу. Есть единственный выход из данной ситуации: выращивать социальный капитал своей организации, резко увеличивая профессиональное сотрудничество и сложность реальной (неформальной) структуры организации.

Работа проблемных групп.

Объединение в проблемные группы – по стажу отработанных лет

До 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

От 15 до 25 лет

Свыше 25 лет

! Определённые ниже проблемы достаточно субъективны для каждого дошкольного учреждения, так как в отдельно взятом ДОУ они решаются по – разному (разная степень значимости проблемы). Но так или иначе, выделенные проблемы существуют во всех дошкольных учреждениях.

Проблема 1 :

ФГОС ДО внедряется слабо из-за недостаточного уровня профессионализма педагогов ДОУ. Анализ проводится по схеме:

- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования

- Анализ ситуации (причины недостаточного профессионализма педагогов, эффективность используемых на данном этапе способов решения проблемы, условия, в которых возникла и решается проблема)

- Все предложенные участниками группы решения

- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)

Проблема 2 :

Существующие способы повышения квалификации педагогов (стимулирование, КПК, семинары) малоэффективны. Анализ проводится по схеме:

Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования

Анализ ситуации (причины малоэффективности, как решается проблема в современных условиях, уровень проводимых мероприятий по повышению квалификации)

Все предложенные участниками группы решения

Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)

Проблема 3 :

В педагогическом коллективе существует четкое разграничение между педагогами-стажистами и более молодыми коллегами, между ними практически не существует взаимосвязи. Анализ проводится по схеме:

- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования

- Анализ ситуации (причины возникновения проблемы, эффективность используемых на данном этапе способов решения проблемы, условия, в которых возникла и решается проблема, примеры положительного взаимодействия)

- Все решения, предложенные участниками группы

- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)

Проблема 4 :

Повышение профессионального мастерства педагогов осуществляется в основном усилиями администрации (КПК, обучающие семинары). Самостоятельная работа по повышению личного профессионального мастерства педагогов практически на нуле.

Анализ проводится по схеме:

- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования

- Анализ ситуации (причины возникновения проблемы, используемые на данном этапе способы решения проблемы и их эффективность, условия, в которых возникла и решается проблема)

- Все решения, предложенные участниками группы

- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)

Проблема 5 :

Профессиональное взаимодействие педагогов в основном выстраивается через реализацию методических мероприятий. Личная инициатива профессионального сотрудничества низка. Анализ проводится по схеме:

- Степень значимости проблемы для качества дошкольного образования

- Анализ ситуации (причины проблемы, активно используемые на данном этапе формы методического взаимодействия и их эффективность, условия, в которых возникла и решается проблема)

- Все предложенные участниками группы решения

- Ключевые решения проблемы (те, которые реально изменят ситуацию)

Работа экспертной группы.

От каждой проблемной группы в ЭГ делегируется один представитель. Таким образом, группа состоит из 5 человек разной квалификации. Они заполняют итоговую таблицу, в которой указывают ключевые решения основной проблемы : как повысить качество дошкольного образования через организацию профессионального сотрудничества педагогов.

Итоги работы проблемных групп :

Как посредством профессионального сотрудничества педагогов можно повысить качество дошкольного образования?

Необходимо:

- Повышение профессиональных умений педагогов с целью успешной реализации ФГОС ДО;

- Повышение квалификации педагогов способами, значимыми для каждого педагога.

- Налаживание взаимосвязей между педагогами всего коллектива, невзирая на возраст, стаж, опыт;

- Личная заинтересованность и собственные усилия педагогов по повышению профессионального мастерства;

- Личная инициатива профессионального сотрудничества низка Налаживание профессионального сотрудничества педагогов.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

«Использование ИКТ для повышения мотивации обучения детей как условие повышения качества образования» Тема выступления «Использование информационно – коммуникативных технологий для повышения мотивации обучения детей как условие повышения.

Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования 1. Актуальность темы «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования» Актуальность вопроса.

Взаимодействие ДОО с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования «Взаимодействие ДОО с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования». Семья – это общество в миниатюре, от целостности.

Формирование социокультурной среды ДОУ как одно из главных условий повышения качества образования В настоящее время в соответствии с законом об образовании, ФГОС ДО осуществляется модернизация системы дошкольного образования. В современном.

Использование современного оборудования как условие повышения качества образования В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает.

План проведения педагогического совета на тему «Информатизация как ресурс повышения качества образования» Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс МБДОУ ИК технологий. Задачи: • повышать уровень профессиональной компетентности.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов; выработка.

Консультация для воспитателей «Социальное партнёрство ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» Современное дошкольное образование ставит перед собой цель: воспитание гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты.

Социальное партнерство ДОО как фактор повышения качества дошкольного образования С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Новый федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования»
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 12:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемный семинар «Профессиональное сотрудничество педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Сац (УИ 121762) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД