Ковалева Нина
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Птицы». Стенгазета «Защитим птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе на тему : «Птицы».
Цель занятия :
• углубить и расширить знания детей о птицах;
• объяснить причину перелетов птиц;
• обогащать и активизировать речь детей;
• воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему: „Птицы“, Стенгазета „Защитим птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Стенгазеты, коллективные работы
- Старшая группа
- Стенгазеты
- Темочки
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание иллюстраций с птицами;
• рисование птиц;
• загадывание загадок.
• чтение художественной литературы о птицах.
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
Загадывание загадки:
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите». (птицы)
- Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице)
- Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет отгадать мои загадки.
1. Как бы мне пошла корона! —
Важно каркнула (Ворона)
2. Кто без нот и без свирели
лучше всех наводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
3. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. (Жаворонок)
4. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (Сова).
5. Непоседа-невеличка,
Желтогруденькая птичка
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня.. (Синичка).
6. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Прилетает к нам опять. (Снегирь).
7. Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
8. Пёстренькая птичка
В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка).
9. Летом за пахарем ходят,
А под зиму с криком уходят. (Грачи).
10. И петь не поёт,
И летать не летает,
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).
11. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?. (Соловей).
12. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
- А что произойдёт, если у нас не будет птиц? (ответы детей)
- Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь? (построить скворечники, сделать кормушки и т. п.)
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
- С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
- Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных)
- Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
- В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
- Давайте попробуем полетать, как птички
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- А когда вернутся птицы? (весной)
- Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают, мухи)
А мухи – это кто? (насекомые)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны! (дети хлопают, макароны)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы. (дети хлопают- майки)
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы. (дети хлопают, корова - зверь)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки… (дети хлопают, комары - насекомые)
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
- Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
- Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые)
-Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края).
- А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей)
- Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей)
- Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей)
- Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Воспитатель. Послушайте стихотворение А. Яшина. «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна
Горсть одна – им не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Релаксация.
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Согрелись наши птички. Высохли перышки.
- Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми.
- Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми.
- Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми.
- Головки согрелись, и они теплыми стали.
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.