Юлия Абзалимова
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы".
Цель OОД:
Формирование грамматического строя речи.
Задачи ООД:
Коррекционно - образовательные:
[/i][/i]
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, уточнение, расширение и активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление приставочных глаголов; употребление различных предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,
Коррекционно-развивающие :
развитие умения составлять простые предложения, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной, мелкой моторики, координации речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Предварительная работа:
[/i]
Наблюдение за осенними изменениями в природе на прогулке. Просмотр слайдов с изображением зимующих и перелетных птиц, беседа о жизни птиц зимой. Разучивание упражнения «Опустел скворечник», чтение художественных текстов: А. Плещеев «Дети и птичка», А. Фет «Ласточки пропали», украинская сказка «Хроменькая уточка».
Оборудование:
Мольберт, магнитная доска, персонаж Ворона, предметные картинки с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», мультимедийная установка, макет скворечника, контурное изображение скворца (на палочке, мнемотаблицы «Перелетные птицы», изображение перелетных птиц и корма для них, разноцветные шнурочки с закрепленными на их концах магнитами, разрезные картинки с изображением птиц в конвертах по числу детей.
Ход ООД
I.
Организационный момент. [/i](Создание положительного эмоционального фона занятия).
Дети и логопед стоят на ковре.
Логопед:
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птицы улетели
В теплые края.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Логопед: Да, осенью.
Дети пришло письмо. От кого? От Вороны. (Сюрпризный момент).
Логопед читает письмо. Здравствуйте ребята! Я часто летаю мимо ваших окон, слышала вы говорили о птицах. Много птиц из моего леса улетают в теплые края,помогите мне, пожалуйста разобраться, кто улетает, а кто остается зимовать в лесу.
Логопед: Давайте закроем глаза и отправимся на лесную полянку, чтобы помочь вороне. Закроем глаза, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ», откроем глаза, и мы уже оказались в лесу. (На экране мультимедийной установки появляется картинка леса с аудиозаписью голосов птиц, входит воспитатель, переодетый в костюм вороны) .
Логопед: Дети, кого же мы с вами встретили в лесу?
Дети: Ворону.
II.
Уточнение, расширение словаря по теме.
[/i]
Ворона: Да, действительно, я-ворона, важная птица. Где бы ты ни гулял- по берегу моря, в парке, в лесу, - повсюду можно встретить птиц. Почти все они умеют летать. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Расскажите мне, где живут птицы?
Дети: Птицы живут в гнездах.
Ворона: Что птицы делают осенью?
Дети: Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.
Ворона: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Если перелетные птицы низко к земле летят — к морозной зиме, а если высоко — к теплой. А вот некоторые остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ну давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг.
Логопед: Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?
Дети: Зимующие.
Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?
Дети: Перелетные.
Ворона: Ой, а птиц то как много…
Дети подходя к столу где разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.
Логопед: Ну конечно много. Ворона, здесь же и перелетные и зимующие. Мы тебе сейчас поможем.
1. Игра «Помоги вороне». Активизация словаря по теме.
Дети вместе с логопедом вспоминают названия этих птиц и раскладывают на две группы зимующих и перелетных.
Ворона: спасибо, что помогли мне разобраться, где зимующие, а где перелетные птицы.
Ворона садится. Дети садятся на свои места, звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Напомнить об осанке.
2. Игра «Назови части тела птицы» (по мнемосхеме). Активизация словаря по теме.
На магнитную доску вывешивается мнемосхема : «Части тела птицы».
Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Поможет вам в этом схема. Отвечайте полным предложением. Начните свое предложение со слов у птицы есть…
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
3. Игра кто чем питается? Активизация словаря по теме.
Логопед: Ворона, наши дети знают, какая птица чем питается!
Ворона: А ну ка! Что- то я уже и сама забыла!
На мольберт вывешиваются картинки птиц с прикрекленными к ним цветными шнурочками в один столбик (кукушка,журавль ласточка, а вторым столбиком располагаются изображения пищи (жук, червяк, трава, ягоды, муха, гусеница, рыба). Дети выполняют задания (протягивают шнурочек к нужной картинке) и комментируют свои действия.
Ворона: Какие умные дети в этом детском саду!
4. Игра «Назови ласково».дети встают в круг (игра с мячом) .
Логопед бросает детям мяч называя птицу, ребенок отбрасывает логопеду мяч обратно называя птицу ласково.
Скворец- скворушка
Лебедь –лебедушка
Утка- уточка
Ласточка- ластушка
Журавль- журавушка
Кукушка – кукушечка
5. Игра «Соедини два слова в одно» (по мнемосхемам). Формирование навыка словообразования. (ниже представлена презентация по словообразованию)
Черные крылья – чернокрылый (грач)
Белые крылья – белокрылый лебедь
Насекомых ест – насекомоядная птица и т. д.
6. Игра «Улетает не улетает?». Уточнение навыка различения зимующих и перелетных птиц.
На экране мультимедийной установки слайдами появляются изображения перелетных и зимующих птиц.
Дети смотрят на экран, называют птицу и выполняют соответствующее движение. Машут руками - если птица улетает, и приседают - если остается зимовать.
7. Игра «где птица?» ". Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление приставочных глаголов; употребление различных предлогов).
Ворона : Ребята. А что это за домик? Я такой уже видела, только как он называется не знаю!
Дети: Скворечник.
Логопед: Давайте скажем вороне для чего нужен скворечник.
Ответы детей.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру: «где птица?».
Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится.
Логопед в одной руке держит макет скворечника, а другой рукой передвигает скворца (на палочке).
Логопед: Скворец подлетел …. Дети: К своречнику.
Логопед: Скворец подлетел к своречнику.
Логопед: Скворец залетел …. Дети: В своречник.
Логопед: Скворец вылетел …. Дети: из скворечника.
Логопед: Скворец сел…. Дети: На скворечник.
Логопед: Скворец слетел …. Дети: со своречника.
Логопед: Скворец пролетел … Дети:.под скворечником.
Логопед: Скворец пролетел … Дети:. над скворечником.
Логопед: Скворец спрятался …. Дети: за скворечник.
Логопед: Скворец выглядывает …. Дети: Из- за скворечника
8. Физкультминутка «Осень». Координация речи с движением.
Логопед предлагает детям пройти на ковер и сделать уже знакомое упражнение.
Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Машут руками, как крыльями.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Приседают.
Целый день сегодня
Все летят, летят…
Встают, кружатся на месте.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят
И. Токмакова Бегут по кругу.
9. Упражнение "Скажи наоборот". Пополнение словаря словами –антонимами.
Журавль большой, а скворец маленький -.
У журавля длинная шея, а у кукушки -.
Лебедь белый, а скворец -.
У цапли длинный клюв, а у ласточки –
10. Игра «Собери картинку». Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики. Расширение и уточнение словаря по теме «Перелетные птицы».
Логопед: Ребята, у вороны есть для вас задание.
Из разрезных картинок дети выкладывают силуэт птицы.
Самостоятельная работа детей.
III.
Итог занятия.
Дети подходят к вороне.
Логопед: ну что ворона, помогли наши дети тебе?
Ворона: Конечно помогли. Молодца ребята. Я теперь все, все знаю о птицах. И знаю каких птиц провожать в теплые края.
Логопед: Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?
Дети садятся на свои места.
Ребята, вот мы с вами и проводили наших птиц в теплые края. Давайте попрощаемся с вороной и вернемся в группу.
Закроем глаза, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ».(ворона исчезает)