Алексеева Марина Юрьевна
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста.
На тему : «Зимующие птицы»
Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.
Программные задачи:
Обучающие:
• Формировать умение различать и называть зимующих птиц;
• образовывать сложные прилагательные
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)
Развивающие :
• развивать связную речь : побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью – как доказательством;
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе, доброжелательность.
• воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное». «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Материал. Предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, ворона, сорока, голубь, дятел, сова, клест, снегирь, сорока); магнитофон и записью голосов птиц; деревянная кормушка с посылкой;раскраски по количеству детей, поднос с ягодами рябины и шиповниками, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от Тётушки Совы в конверте.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулок.
Чтение рассказов и стихотворений о птицах.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц.
Изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.
Рисование, аппликации на тему «Зимующие птицы»
Слайд №1
1. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
А теперь посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, тем самым поздоровайтесь друг с другом.
Мы пришли в детский сад (имитируют ходьбу)
Лёша рад и Витя рад, и конечно все ребята (хлопают в ладоши)
Нашей встрече очень рады! (вытянуть ладоши вперёд)
- Ребята, какое сейчас время года? - Зима.
-Какая погода зимой на улице? - Снежная морозная, ветреная, холодная.
Воспитатель:
А сейчас ребятки, загадаю вам загадку.
Воробьи и голуби
Дятел, клёст и снегири
Совы и синицы:
Одним словом это - …. (птицы)
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, как птицам перезимовать в лютые морозы? (проблема)
-Ребята, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас отправимся на опушку леса. Закройте глаза, а я произнесу заклинание.
Слайд №2 (включить муз. фон в презентации)
Вокруг себя повернитесь и на опушке леса окажитесь.
(звучит музыка- голоса птиц)
Вот мы и на опушке леса.
Слайд №3
Ребята посмотрите, в лесной почте есть для нас видео письмо, от Учёной тётушки совы. Внимание на экран.
Слайд №4 (включить муз. фон в презентации)
«Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? (ответы детей) Тогда вперёд!»
Воспитатель:
слушайте 1 задание. Осенью, многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц?
Дети: перелётные
Слайд №5
Воспитатель: Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.
Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…
Воспитатель: А почему они улетают в тёплые края?
Дети: ( потому что они питаются живым кормом: комарами, мухами, лягушками, которые исчезают с наступлением холодов).
Воспитатель: Ребята, есть одна птичка, которая очень скучает по вам и по нашему детскому садику, вы не догадываетесь, о ком я говорю?
Дети: о «Журавушке»! (хором)
Слайд №6 (включить муз. фон в презентации)
Слайд №7 «Картинка ЖЗуравлик»
Выходят 3 детей в центр
Ребё нок: «Журавушка» – эмблема нашего детского сада.
Ребё нок: Символ счастья, любви и здоровья,
которыми окружены все мы – дети.
Ребё нок: Клином журавлиным к цели мы летим.
Новые знания получить хотим!
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!
«Журавушка», прислал вам видео сообщение из тёплой страны под названием Испания, куда он отправился зимовать.
Видео обращение к детям от «Журавушки» (презентация)
Слайд №8 (включить муз. фон в презентации)
Воспитатель: Ребята, а для тех птиц, которые остались здесь, настало трудное время. А как называются птицы, которые не боятся холодов?
Дети: зимующие
Слайд №9
Воспитатель: В следующем задании (2) тётушка сова просит вас ребята, отгадать загадки и рассказать о зимующих птицах.
1 загадка
Ребё нок: Кто стучит в лесу с утра?
Отвечай-ка детвора,
То: "Тук-тук", то:"Так, так, так! "
Строит дом другим чудак,
В красной шапочке приятель,
Кто же он? - Конечно. (дятел)
Слайд №10
Когда наступают холода, оставшиеся зимовать дятлы, укрываются в заранее приготовленных ими же дуплах. Дупло дятел не выдалбливает, а вырывает в нутре трухлявого ствола. Опилки служат ему надежной защитой от холода.
Настоящим спасением для дятлов в голодный зимний период, как и для большинства птиц, становятся кормушки.
Дятел - врач лесного царство, очищает кору дерева от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из под коры деревьев жуков, короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слюной. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловые или сосновые шишки, закрепляет ее в развилке дерева и достаёт вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.
2 загадка
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло. (Сова.)
Слайд №11
Образ жизни совы в зимний период не отличается от той жизни, которая происходит весной и летом. Птицы по-прежнему продолжают охотиться, чтобы получить необходимое для себя питание. Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дупле. Великолепно видит в темноте. А слух у совы в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.
3 загадка
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест. (Клёст)
Слайд №12
Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое, с толстыми стенами и прочное, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. - У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов.
Воспитатель. Где живут эти птицы?
Дети. В лесу.
Воспитатель. Как их можно назвать?
Дети. Это лесные птицы.
4 загадка
Ребё нок: Любит прыгать и летать,
Хлеб и зернышки клевать.
Вместо "Здравствуйте" привык
Говорить всем "Чик-чирик". (Воробей.)
Слайд №13
В холодный период воробьи расправляют все свои перышки, что делает их похожими на маленькие пушистые комочки.
Еду в зимний период этим маленьким птичкам найти очень тяжело, так как они просто не могут преодолеть снежный покров. Поэтому и питаются они тем, что лежит наверху.
Как правило, найдя пропитание один воробейчик, начинает звать и остальных, поэтому кормушки всегда будут заполнены множеством птиц.
В темное время суток в зимний период воробьи стараются ночевать тоже вместе. Они собираются небольшими стайками и садятся друг возле друга вплотную, чтобы греться друг от друга. Те птицы, которые находились внутри, постепенно перемещаются наружу, давая тем самым согреться другим птицам.
5 загадка
Ребё нок: Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды,
С первым снегом.
Тут как тут!
(Снегирь)
Слайд №14
Снегири — холодолюбивые птицы, поэтому наша зима для них является «теплым краем», а летом они улетают на далекий Север, где температура намного ниже. Зимой, с началом первых снегов, в нашу страну прилетают невероятной красоты птицы, которые имеют ярко-красные грудки. Эти птицы — снегири. А вот готовиться к зиме им не нужно, чем больше морозы, тем спокойнее выглядят снегири. Что едят снегири? Снегири — сообразительные птицы, они поселяются у домов, рядом с которыми растет сирень, клен и другие кусты и деревья. Сначала они съедают семена сирени, затем перелетают на клен. Также снегири питаются ягодами рябины, птица давит ягоду своим клювом и извлекает семена, и именно его поедает. Почему птиц назвали «Снегири»? Имя птицы получили от слова «снег», поскольку в народе говорили, что именно они являются предвестниками зимы и первого снега.
Воспитатель:
А где живу воробьи и снегири?
Дети: в городе по ближе к людям.
Воспитатель: а каких птиц вы ещё знаете, которые остаются зимовать с нами? (перечисление….)
Слайд №15
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Воспитатель: Давайте посмотрим 3 задание тётушки Совы.
Много птиц слетелось на опушку леса, а какие именно, попробуйте угадать их голоса! Включается фонограмма с голосами птиц.
Слайд №16
Дети: Это синички. Они тинькают.
- Это совы. Они ухают. Это голубь. Он урчит.
- Это вороны. Они каркают. Это клест. Он клекает.
- Это сорока. Она стрекочет.
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас настало время отдохнуть и провести физкультминутку.
Слайд №17
• Физкультминутка.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружатся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
• Музыкальная гимнастика в записи
Воспитатель: мы немного отдохнули, и пора выполнять следующее
(4 задание) тётушки Совы.
Слайд №18
Ребята, вспомним пословицы и поговорки о птицах.
Дети:
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Знает птица, что без Родины не годится.
Всякая птица своим пером гордится.
Воля птичке дороже золотой клетки.
Журавль прилетел и тепло принес.
Слайд №19
Воспитатель: У нас следующее задание (5)
Игра «Что умеют птицы» (игра с мячом).
Воспитатель бросает детям поочерёдно мяч и задаёт вопрос «что умеет птица?», ребёнок ловит мяч и отвечает «летать, клевать, скакать, прыгать, пить, спать, вить гнёзда, высиживать птенцов, заботиться о птенцах и так далее).
Д/и «Скажи какая? Какой?»
Воспитатель:
— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)
Слайд №20
Воспитатель: молодцы ребята, а у нас 6 задание от тётушки Совы.
Ребята, зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная, как вы можете помочь птицам зимой?
Дети: Можем сделать кормушки, подкармливать птиц.
Воспитатель: Правильно птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки, в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду, везде можно устроить для птиц столовую. А чем можно покормить птиц? (Поднос с заготовленной подкормкой для птиц).
Дети: Здесь корм на любой вкус: ягоды шиповника, пшено, семечки, овёс, мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательное, свежее сало.
Воспитатель: «Назови правила подкормки птиц!».
Дети: Называют правила: кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день, во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.
Воспитатель: Ребята посмотрите, в лесной почте есть для нас посылка и видео письмо. Внимание на экран.
Слайд №21 «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Тётушка Сова».
Ребята, давайте скорее откроем посылку.
Воспитатель раздает детям подарки от тётушки Совы – раскраски «Птицы».
И ещё один главный подарок - большая кормушка для птиц, которую мы сможем повесить на нашем участке.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня много узнали о птицах, какие зимующие, а какие перелётные птицы. Вспомнили что зимой птиц нужно подкармливать. Справились с заданиями, которые нам прислала тётушка Сова.
- О каких птицах говорили? (о зимующих)
- Каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Сегодня мы с вами пойдем на прогулку, возьмем с собой кормушки, корм, развесим их на деревьях и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм. И скажут вам огромное спасибо по птичьи. А на этом наше занятие закончено. Спасибо вам ребята, за познавательное путешествие.