МААМ-картинки

Творческое развитие детей на основе синтеза: музыкальная и театрализованная деятельность.

татьяна гончарова
Творческое развитие детей на основе синтеза: музыкальная и театрализованная деятельность.
▼ Скачать + Заказать документы

Т. Л. Гончарова

Творческое развитие детей на основе синтеза :

музыкальная и театрализованная деятельность.

КГКП «Ясли – сад № 9 «Айглек»,071410, Казахстан, ВКО, Город Семей,

Публикация «Творческое развитие детей на основе синтеза: музыкальная и театрализованная деятельность,» размещена в разделах

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.

Что же такое творческая деятельность человека – это создание чего – то нового, все равно – будет ли это, созданное творческой деятельностью, какой – нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущих только в самом человеке.

Из чего состоит творческая деятельность?

- гибкости мышления – способности изменять способы решения поставленных в начале задач;

- самостоятельности мышления – умения увидеть и поставить новую проблему, новую задачу и затем решить её самостоятельно. Творческий характер мышления выражается именно в такой самостоятельности;

- систематичности и последовательности, позволяющим людям управлять, контролировать процесс творческого мышления. С помощью систематичности все идеи сводятся в определенную систему и познавательно анализируются.

- диалектичности мышления – способностью человека соединять то, что кажется несоединимым. Способности не бояться придумывать новое и брать ответственность за свое решение.

Эти компоненты творческой деятельности являются признаками мышления взрослого человека. У ребенка способности к творчеству формируются постепенно, проходя несколько стадий.

Какие же стадии развития проходит способность к творчеству? Таких стадий три: наглядно - действенная, причинная и эвристическая. Эти стадии протекают последовательно, следующая не может начаться, пока ребенок не овладеет предыдущей.

Рассмотрим только одну стадию развития способности к творчеству, характерную для дошкольного возраста.

Наглядно – действенное мышление.

Сначала действие, а потом только мышление. В младенчестве и раннем возрасте мышление взаимосвязано с действием. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает всевозможные мыслительные задачи.

К 5-6 годам дети уже умеют производить действиям в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы представления. В большинстве случаев дети представляют наглядный, зрительный образ предмета. Поэтому мышление младшего дошкольника называют наглядно – действенным.

Мышление развивается лучше, если задания направлены на исследования образа – представления. К пяти годам дети обучаются разделять представления на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять одинаковые предметы между собой и находить сходство и различие.

Мысленное выделение компонентов образа позволяет ребенку соединить детали разных образов, придумывать новые, необычные, фантастические объекты или явления.

Так, ребенок может представить птицу, зверя и др., соединяющие в себе детали многих птиц, зверей и поэтому – необычных, несуществующих. В психологии это способность называют фантазией

Какие же психологические качества составляют фантазии:

- четкое и ясное представление образов предметов;

- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющее долгое время удерживать в сознании образ – представление;

- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно – действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью.

Известно, что у детей прекрасно развито воображение, склонность к фантазированию.

Фантазия – это источник творческой духовности человека. Если бы не фантазии, не было бы музыки, живописи, литературы, любви.

Фантазия – один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире. И, наконец, фантазия – источник творчества.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Как все это переплетается в воспитании ребенка?

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества. Музыкальная деятельность состоит из самовыражения, музыкального опыта и начала творчества.

Приобретение первичных умений вокального исполнительства, а так же ритмико – двигательных навыков, умения правильно и художественно точно двигаться приносят ребятам истинную радость. При этом развиваются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижерские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Обычные, и всем знакомые прыжки, приседания, поскоки, движения руками, получая соответствующие музыкальное оформление, приобретают требуемую поведенческую окраску и тем самым трансформируются в воодушевленные эмоциональные процессы. Чтобы ребенок действительно получал от музыкального воспитания эмоциональное наслаждение, первое и самое главное для музыкального руководителя – это точно поставленная цель.

Основная цель данного воспитательно – образовательного направления, которую нам ставит Государственный общеобразовательный стандарт Образования РК, состоит в формировании у дошкольника определенного уровня знаний и основ музыкальной культуры; обеспечения необходимого уровня творческого развития и подготовки их к обучению в школе.

Отметим виды музыкальной деятельности : восприятие музыки (слушание, исполнительство, творчество. Творчество включает в себя : песенное творчество, музыкально – игровое и танцевальное творчество, импровизацию на детских музыкальных инструментах. Все это плавно объединяется театрализованной деятельности.

Театральная деятельность – искусство синтетическое, она воздействует на маленьких детей целым комплексом художественных средств. В театральной деятельности применяется и художественное слово, и наглядный образ, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыка – ритмика, и музыкальное сопровождение.

Умелое использование театрализованной деятельности оказывает большую помощь в повседневной работе по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию дошкольников. В целом мы видим, что творческое развитие детей это синтез, многих видов деятельности ребенка.

Дошкольники очень любят театр, он им близок, понятен, доступен. Театрализованные музыкальные постановки можно разделить на разные виды:

- сказка – опера, где присутствуют пение (хоровое и сольное исполнение) и музыкально – ритмические действия;

- музыкальная сказка, где присутствуют пение (хоровое и сольное исполнение, исполнение дуэтами и трио, музыкально – ритмические действия и художественное соло;

- художественно – хореографические постановки, где присутствуют музыкально – ритмические действия и художественное слово;

- кукольный спектакль, где постановку осуществляют сами дети с помощью педагога;

- инсценировка песен, где присутствуют мимические действия, художественное слово и музыкально – ритмические действия.

В практике можно использовать все эти виды постановок. Театрализация ребенка раскрепощает, ему этот мир очень близок, и он целиком уходит в мир сказки, он с удовольствием принимает в них участие.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, помогает понимать содержание и характер музыки, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, музыкальную игру, фантазирование, сочинительство. «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества можно отметить, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

- недостаток учебного времени, т. е. общая загруженность воспитателей;

- приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности;

- недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка;

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза музыки, театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

Мы знаем, что не все дети одинаково артистичны, а в постановках можно поставить детей дуэтами и группами, что позволяем всем детям учувствовать в постановках. Все полученные навыки и умения на музыкальных занятиях закрепляются и совершенствуются. Творческое развитие детей, их мышление, музыкальность развиваются более активно в этом виде деятельности. Вот здесь и просматривается тесная взаимосвязь театра и музыки.

Из выше изложенного хочется сделать вывод: впечатления и образы, имеющие общий эмоциональный знак, т. е. производящее на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединять между собой театр и музыку. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь.

Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей», Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г.

Давыдова М. А. «музыкальное воспитание в детском саду», Москва «ВАКО»2006г.

Власенко О. П. «театр кукол и игрушек в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009г.

Озерова О. Е. «развитие творческого мышления и воображения у детей» Ростов – на - Дону «Феникс» 2005г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по углубленной работе «Театрализованная деятельность-развитие творческих способностей детей»Фотоотчёт по углубленной работе «Театрализованная деятельность-развитие творческих способностей детей» Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию фотоотчёт моей углубленной работы. Я работаю по теме «Театрализованная деятельность - средство.

Фотоотчёт. Совместная театрализованная деятельность для родителей и детей по сказке «Заюшкина избушка»Фотоотчёт. Совместная театрализованная деятельность для родителей и детей по сказке «Заюшкина избушка» Мы с ребятами сначала читали, затем играли в сказку «Заюшкина избушка». И в рамках реализации самообразования была организована совместная.

Театрализованная деятельность для детей 6–7 лет В зависимости от желания дошкольников и х заинтересованного участия в театрализованной деятельности во второй половине учебного года можно.

Развитие навыков фонематического анализа и синтезаРазвитие навыков фонематического анализа и синтеза - Как научить детей "слышать" звуки? - Выделять конкретный звук из слова? - Составлять слово с заданным звуком? - Определять позицию звука.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Речь маленьких детей.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Шишина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна.

Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизниТеатрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческое развитие детей на основе синтеза: музыкальная и театрализованная деятельность.
Опубликовано: 2 октября 2016 в 13:33
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческое развитие детей на основе синтеза: музыкальная и театрализованная деятельность.» (включая файлы) размещена пользователем татьяна гончарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД