Получи документы

Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни (1 фото)

Наталья Зиновьева
Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни» размещена в разделах

Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития : не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

Л. С. Выготский рассматривал проблему памяти с позиций культурно-исторической теории развития психики. Одной из первых попыток Л. С. Выготского конкретизировать общую теорию культурно-исторического развития психики человека является разработанная им концепция развития памяти. «Высшие специфические человеческие формы памяти, активное запоминание с помощью знаков точно так же, как и другие формы поведения, первоначально рождаются в социальном общении между людьми». Он раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной мыслительной деятельности ребенка, опирающейся на ряд вспомогательных средств. Этим обеспечен подход к памяти как к сложной деятельности ребенка, формирующейся под влиянием общения со взрослыми. [3,с. 165].

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.

Б. Д. Карвасарский делает вывод, что механическое заучивание, "зубрежка" весьма мало эффективны. Гораздо более эффективным является логически осмысленное запоминание. Во многих исследованиях показано, что гораздо лучше запоминаются и воспроизводятся списки слов, поддающиеся естественной логической группировке, осмысленные предложения, а не набор слов; слова, а не бессмысленные слоги. Доля воспроизведения осмысленного текста через 6 дней равняется примерно 70%. Поэтому важнейшим условием эффективного заучивания является использование рациональных приемов запоминания, к которым относится логическое осмысление, систематизация материала, составление опорного конспекта, плана, разбивка материала на части, установление связей между этими частями». [5; с. 375]

В. А. Крутецкий отмечал, что непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные степени развития памяти. Каждый, по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных мнемических намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают 2 основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

А. В Петровский. сказал, что произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, то есть таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания - четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат. [7; с. 21]

В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к непроизвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. При этоммнемические действия выделяются в особую группу среди других видов действий, выполняемых в связи с осуществлением той или иной деятельности.

В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности : театрально-игровая деятельность, театрально игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т. д.

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка [1, с. 57–64].

Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» не уместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх, насколько театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [9; с. 3].

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей : у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

Особенность театрализованных игр : они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка предопределена текстом произведения [4; с. 309].

Е. Трусовой было установлено, что театрализованная деятельность отличается от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованная деятельность является играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. считают, что педагогической основой организации процесса театральной деятельности в дошкольных учреждениях является особенность восприятия детьми дошкольного возраста искусства театра. Для того чтобы это восприятие было полным, детей стоит знакомить с различными видами театрализованной деятельности. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

Фурмина Л. С. дает определение: «Театральное детское творчество – это создание и раскрытие драматургом, режиссерами, актерами (детьми) игровых существенных образов, объединенных единым замыслом» Она высказывает мысль о том, что если в театрально-игровой деятельности сочетаются три направления – сочинение собственных сценариев, исполнительское и оформительское творчество, то этот случай следует расценивать как высшее достижение в художественно-творческом развитии детей. Именно такое творчество, по мнению автора, и следует развивать. [10; 98].

Таким образом, изучив работы Фурминой Л. С, Артемовой Л. В., Маханевой М. Д. - театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственного развития дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия (сочувствие, сопереживание).

Литература.

1. Акулова, О. А. Театрализованные игры [Текст] /О. А. Акулова. /

Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 57–64

2. Блонский, П. П. Избр. пед. и психол. соч. : в 2 т. [Текст] /П. П. Блонский. - М., 1979.- Т. 2.- С. 341-366

3. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский / Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. - М., 1979.- С. 148-166.

4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология памяти. [Текст] / Хрестоматия. – М. : Изд-во ЧеРо, 2002 – 816 с.

5. Клиническая психология: Учебник для вузов. /Под общей редакцией Б. Д. Карвасарского. [Текст] – СПб: Питер, 2004, - 960с.

6. Коломинский, Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с.

7. Общая психология: Учеб. для студ. высш. пед. ин-тов[Текст] / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский [и др. ]; под ред. А. В. Петровского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986.- 464с.

8. Петровский, А. В. Общая психология. [Текст] / - М. : Академия, 1997. - 496 с.

9. Томчикова, С. Н. У истоков театра : Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности [Текст] / Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 69 с.

10. Фурмина, Я. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх : Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Педагогика, 1972. – С. 87-99.

Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
Публикации по теме:

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников» Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных.

Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника, принадлежит театрализованной деятельности. Анализ.

Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у детей 5–6 лет Аммосова Тамара Яковлевна воспитатель МБДОУ №89 «Парус» г. Якутск Использование мнемотехники как средства развития произвольной памяти у.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» Развиваем связную речь через театрализацию. Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы) Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные.

Рабочая программа «Изобразительная деятельность как средство формирования творческой активности у детей 3-го года жизни» Министерство общего и профессионального образования Свердловской области управление образования Нижнетуринского городского округа муниципальное.

Музыкально-театрализованная деятельность — средство всестороннего развития ребёнка в ДОУ Современный динамично меняющийся мир предъявляет высокие требования к развитию личности наших воспитанников. В наше время качество жизни.

Театрализованная деятельность как средство развития детей. «Театр - волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир» С. М. Мерзлякова Театр- это и вправду волшебный мир,.

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Под этим подразумевается развитие личности каждого ребенка, его.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития» Ныне резко повысился социальный престиж интеллекта, научных знаний. С этим связано стремление взрослых дать детям знания, научить их считать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
Опубликовано: 11 марта 2016 в 17:20
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зиновьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД