Ирина Пичкалёва
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Развитие речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции.
Публикация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Современной наукой доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движении, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования ученых показали, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Н. И. Кузьмина.)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов при организации образовательного процесса с детьми на соблюдение таких основных принципов, как интеграция и деятельностный подход.
Именно поэтому методика Железновых выбрана мной в качестве средств развития речи детей, как одна из наиболее эффективных и отвечающий современным требованиям. Ее основным принципом является тесная взаимосвязь слова, движения и музыки. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. В центре методики Железновых находится, конечно же, музыка : весёлые песенки с несложными мелодиями и легко запоминающимися словами.
Их авторская программа «Музыка с мамой», успешно используется для развития детей от года до пяти-шести лет. Музыка и пение сопровождают различные виды деятельности, необходимые для развития малышей : подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика, массаж под музыку и пение.
«Музыка с мамой» приносит неоцененную пользу в воспитании детей и способствует :
-развитию мелкой моторики;
- развитию артикуляционного аппарата
-формированию навыков правильной речи.
Как средство развития внимания, речи, моторики детей младшего дошкольного возраста использую пальчиковые игры. Пальчиковые игры дают возможность играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Мы выбираем небольшой стишок, который напеваем под музыкальное сопровождение. Массажируя пальчики, дети выучат стишок.
Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребенка развивается мелкая моторика, речь, формируется концентрация внимания и выдержка. Для детишек 3-4 лет пальчиковые и жестовые игры это песенный репертуар, который малыши с удовольствием разучивают.
Так же использую:
- песенки - инсценировки
Музыкально-двигательный показ с пением активизирует внимание малышей, доставляет им массу положительных эмоций, способствует развитию слуха, речи. Одна и та же песенка повторяется несколько раз, сопровождаясь инсценировками, подражательными ритмичными жестами.
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
-сказочки – подражалки (сказочки для подражательных движений, которые помогут обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также будут способствовать не только развитию внимания, памяти, социальных навыков, но и речи). При разучивании сказочек- подражалок не ставим перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Сначала дети слушают и выполняют движения согласно текста, а в дальнейшем будет предложено повторить текст.
Использую в разных режимных моментах: утренняя гимнастика, утренние приветствие, игра, как часть НОД.