Светлана Смертина
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Автор: Смертина Светлана Мартемьяновна
Воспитатель
МБДОУ Д/С №366
г. Челябинск 2016
Публикация «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Ключевые слова: искусство, театр, фантазия, сцена, режиссерская игра, эмоции, театральность, драматизация, сценарий, сопереживание, режиссер.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Театр – явление социальное. В театре общение происходит между тремя группами людей: драматургами и авторами, исполнителями, аудиторией.
Одна из самых очевидных функций театрального искусства во всех его формах состоит в том, что бы дать человеку дополнительную эмоциональную стимуляцию.
В театрализованной деятельности развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое влияние на развитие связной речи детей.
В период дошкольного детства театрализованная деятельность вступает в пору своего расцвета. В ней усложняются сюжеты, она приобретает все более творческий характер.
Одной из характерных черт ребенка дошкольного возраста является стремление воплотить в своей театрализованной деятельности образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности, художественно-эстетического развития каждого ребенка.
Театрализованную игру делят на две группы: игры – драматизации и режиссерские игры. К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры. Под понятием «режиссерские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребенок манипулирует как режиссер, сам создает сюжеты, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссерской работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены, то есть организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок – режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, является основой для развития воображения как новообразования дошкольного возраста. Таким образом, понятие «режиссерская игра» связано с понятием «театральность».
Игры – драматизации предполагают произвольное воспроизведение, какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя. «Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей».
Драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала и развитию связной речи. Поэтому в процессе обучения должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов и песен, игры, в которых дети воображают себя кем–то, теневой театр, а так же мимика и жест в песне, при чтении поэзии и литературных текстов.
Театр – это всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства (живописи, музыки, поэзии).
Значение и специфика театрального искусства заключается в одновременности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность. Поэтому роль театра в художественно-эстетическом развитии дошкольников является неоценимой.
Театрализованная деятельность, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка дошкольного возраста, на его художественно-эстетическое развитие. Характерными особенностями театрализованной деятельности являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей.
Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дети дошкольники знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство.
Занятие театрализованной деятельностью, независимо от формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у них излишнего психического и физического напряжения, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности, а так же эти занятия способствуют развитию правильной связной речи.
Художественно-эстетическое восприятие детей в театрализованной деятельности, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку – дошкольного возраста доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Дети дошкольного возраста обладают также способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную деятельность и в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональные отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка, но и для окружающих.
В рамках театрализованной игры существуют широкие возможности формирования определенных действий для выражения эмоций, то есть художественного моделирования эмоций.
Таким образом, неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Это обусловлено тем, что ребенок, занимаясь театрализованной деятельностью, овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
2. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей / Зворыгина Е. В. - М., 2000.
3. Карпинская Н. С. Игры – драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М., 1972.
4. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Слепович Е. С. – М., 1989.
5. Вильсон Гленн Психология артистической деятельности : таланты и поклонники / Пер. с англ. – М. : «Когито-Центр», 2001.-384 с.