Екатерина Галкина
Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по теме:
«Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»
С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьёзными трудностями. В частности, выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа: не могут выполнить команду отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа от…или слева от, правее или левее. Причиной этих и ряда других трудностей является несформированность пространственных представлений и мелкой моторики рук, что приводит и к возникновению специфических ошибок на письме (наличие дисграфии). А это сопровождается снижением желания учиться, вырабатывается негативное отношение к школе.
Публикация «Формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Предупредить появление трудностей возможно лишь в том случае, если в дошкольном возрасте с детьми последовательно и постоянно осуществляется работа по формированию пространственных и временных представлений.
Проведя диагностику развития детей подготовительной к школе группе в начале года мы столкнулись с базой, от которой начали отталкиваться в своей работе по развитию пространственных и временных представлений у детей. Более 50 % показали средний уровень, около 20 %-низкий, остальные -высокий.
Более конкретными для нас задачами стали:
1. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости листа.
2. Формирование у детей пространственных представлений, введение их в пассивный и активный словарь соответствующих терминов.
3. Формирование у детей слухового сосредоточения и координации «ухо-рука» (графические диктанты).
4. Формирование у детей временного восприятия (времена года, месяцы года, части суток, дни недели, понятия «час» и «минута»).
Основной формой работы по развитию у детей пространственных представлений является - непосредственно образовательная деятельность (во всех областях). Кроме НОД была создана предметно-развивающая среда в группе, в которую входили методические пособия («Времена года», дидактические игры по возрасту («Блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизенера», «Сложи узор», «Квадрат Воскобовича», «Рисуем по клеточкам», «Логические задачи», «Муха» и другие, с помощью которых, по нашему мнению, активно развивается мелкая моторика рук, внимание, мышление, самостоятельность и другие психические процессы. Проводились конкурсы и викторины с использованием задачек на смекалку, с помощью которых развивается мышление и внимание. Активно использовалась разработанная картотека физкультминуток на развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Особое внимание уделялось индивидуальной работе с теми детьми, у которых диагностировано недоразвитие пространственно-временного восприятия и, которые в силу особенностей своего развития, не могут усвоить во время НОД знания наравне со всеми (дидактические игры, упражнения для индивидуальной работы). Особенно уделялось внимание восприятию детьми времени. В нашу задачу входила работа и по формированию понятий : «право», «лево» во время дежурства по столовой и других режимных моментах.
Разработан и реализован план на весь учебный год по работе с родителями, в который включены были все аспекты этой темы.
В результате нашей деятельности мы обратили внимание на то, что интерес к образовательной деятельности у детей постоянно рос, дети с радостью работали в тетрадях в клетку (развивалась мелкая моторика рук, оценивали свою работу и работу товарищей.
Они стали более любознательными, внимательными, самостоятельными и старательными, что доказывает диагностика в конце учебного года.
В работе по формирование пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста важна последовательность и систематичность, как условие предупреждения трудностей при обучении в школе.