Елена Курбацкая
«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
«Его величество время»
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, следовательно, ему также необходимо ориентироваться во временных промежутках. В окружающем его мире все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Публикация «„Его величество время“ — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначать его в речи, чувствовать его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых, ребенку как при поступлении в школу, так и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и их отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.
Все меры времени (минуты, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы детям существенные характеристики времени : его текучесть, непрерывность, необратимость.
Для знакомства детей с мерами времени необходимо использовать дидактические игры, разного вида календари : (показывающие время, неделю, месяц, год, времена года, загадки, стихи, физкультминутки, подвижные игры. Воспитателям необходимо тесное сотрудничество с родителями по данной теме. Например: воспитатели могут предложить родителям разучить стихи по данной теме, или поиграть с детьми в дидактические игры, направленные на закрепление понятий о днях недели, временах года.
Шуточное стихотворение Юнны Мориц, посвященное дням недели. «Где бездельник понедельник?»
-Где бездельник Понедельник?
Спрашивает Вторник.
-Понедельник не бездельник,
Он отличный дворник.
Он для повара Среды
Натаскал бадью воды,
Кочегару Четвергу
Починил он кочергу.
Но приходила Пятница,
Скромница, опрятница,
Он оставил всю работу
И поехал к ней в Субботу
К воскресенье на обед.
Передал тебе привет.
Стихотворение поможет ребенку быстрее запомнить названия дней недели.
Предлагаю вашему вниманию развивающую игрушку "Календарь". Развивающая игрушка "Календарь"
познакомит ребенка с календарем, временами года, погодой. Позволит развить мелкую моторику, научит основам классификации. Игра обогащает словарный запас ребенка, способствует целостному восприятию, расширяет представление ребенка об окружающем мире и развивает любознательность.
Удачи в работе с детьми по ознакомлению с временными представлениями.