Наталья Коквина
Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над которым надстраивается вся совокупность психических функций.
Формирование пространственных представлений у детей целесообразно разделить на несколько этапов:
1 этап. Цель: обогащение чувственного и двигательного опыта детей.
Публикация «Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
2 этап. Цель: актуализация процесса самовыделения организма из окружающей среды и развитие осознанного восприятия детьми собственного тела.
3 этап. Цель: развитие осознанного восприятия собственной позиции в пространстве и свойств окружающего пространства.
4 этап. Цель: формирование восприятия, воспроизведения и самостоятельного отражения пространственных характеристик плоскостных объектов.
5 этап. Цель: формирование квазипространственных представлений (возможность оперирования речевыми конструкциями различного уровня сложности, в том числе пространственно-временными и причинно-следственными).
В игровых ситуациях мы решаем задачи по формированию у детей пространственных ориентировок. Игра – основной и ведущий вид деятельности дошкольников. В игре часто случается так, что сложное становится для ребёнка более доступным, понятным, ясным и интересным. Предлагаю вашему вниманию несколько игр и игровых упражнений, в которых используются сделанные мною пособия.
«Собери слово»
Игра рассчитана на уже читающих детей. На магнитной доске расставляются буквы с тем учётом, чтобы из них можно было составить простейшие имена. В нашем случае имя мальчика (буквы для имени Саша,
затем меняем картинку – имя девочки (Катя).
Можно ещё предложить угадать клички животных, в нашем случае кошка Таша.
Вызывается к доске ребёнок. Педагог даёт инструкцию: «вы узнаете, как зовут девочку, если всё выполните верно. Первой поставьте букву, которая находится слева от буквы С, следующая буква - в нижнем правом углу; третья буква - в нижнем левом, последняя - справа от девочки. и т. д. Имя ребёнок выкладывает под картинкой.
Цель: закреплять и расширять пространственные представления : левый, правый, верхний, нижний, справа, слева, между, в середине; повторить названия букв, умение складывать и читать полученные слова.
«Отправляемся в цирк»
Для проведения этой игры для каждого ребёнка изготовлены такие листы с цирковым шатром и полоски с маршрутом.
Задание следующее:
«Сегодня мы погуляем по волшебному цирку и побываем у разных цирковых артистов и зверей. А вот к кому попадёте вы, узнаете, если правильно пройдёте по стрелочкам на схеме». Даём указание, что начинать движение нужно строго от красного круга, схему тоже обязательно взять правильно, круг должен быть внизу.
На первом этапе можно вызвать ребёнка для показа, в нашем случае мы используем ЖКЭ. Ребёнок у экрана проговаривает вслух направление движения.
Дети на местах выполняют задание карандашами, и названные дети могут озвучить свой маршрут.
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, двигаться в заданном направлении от указанной точки в соответствии со стрелками – указателями маршрутов на схеме движения; повторить и расширять пространственные представления: вправо, влево, вправо вверх, влево-низ; повторить названия животных и цирковые профессии
«Нади место»
С помощью данной игры, дети учатся понимать схему, выполнять построения и перестроения по схематическому изображению, ориентироваться в пространстве, а также по отношению к самому себе и партнёру по игре.
Педагог или выбранный считалкой ведущий из детей показывает карточки.
Дети должны построиться согласно изображенным схемам построения. Мы начинали играть с четырьмя детьми, затем стали играть восьмером и т. д.
Вводятся усложнения:
постепенно усложняются способы построения, схемы становятся сложнее; впоследствии можно использовать в схемах цвета: синим обозначаются мальчики, красным- девочки.
«Куда прилетела бабочка?»
На каждого ребёнка выполнены цветные полянки и плоскостные бабочки.
В моём наборе, вы видите, имеются полянки в формате А4 и меньшие по размеру, для тех детей, которые уже хорошо различают клетки без проблем ориентируется.
Педагог даёт инструкцию, например: бабочка полетела на 2 клетки вверх, на одну клетку вниз и т. д. В конце проверяем, на клеточке какого цвета она остановилась.
Даётся указание : отсчитывать клеточки нужно от звёздочки в левом нижнем углу.
Постепенно ребёнок может переходить к более мелким клеткам, клеткам в тетрадях в крупную клетку, и, наконец, начинает различать клетки в обычной тетради. Эта игра хорошо готовит детей к графическому диктанту.
Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверх, вниз; отсчитывать нужное количество клеточек, двигаясь в заданном направлении от указанной точки. Повторить названия оттенков основных цветов.
Игровое упражнение:
«Рисуем вдвоем»
Это упражнение способствует закреплению умения ориентироваться на листе бумаги, давая четкие инструкции партнеру по игре, систематизировать пространственные представления : влево, вправо, вверх, вниз; помогает развивать коммуникативные навыки и умения.
Воспитанники делятся на пары, затем педагог фиксирует детям руки косынкой или тесьмой (одному ребенку левую руку, а другому правую) и просит нарисовать, например, домик,
договариваясь и согласовывая свои движения от заданной точки вверх, влево, вниз. Попутно дети проговаривают направление линий и. т. д.
«Подбери словечко»
Эта игра направлена на закрепление умения у детей правильно употреблять в речи пространственные предлоги, помогает детям закрепить названия зимуюших и перелётных птиц, различных животных.
Нашим детям с ЗПР очень трудно даётся этот материал. Многие дети просто не используют в речи предлоги.
Сначала с ребёнком называем все картинки, проговариваем объекты, изображенные на цилиндре (дорога, луг, озеро, полянка и т д.)
Ребёнок с помощью магнитов прикрепляет картинки и проговаривает.
Например: взрослый задаёт вопрос: где плавает утка – на озере, в озере; по воде; где гуляет гусь? (по полянке, на лугу) Где едет машина (по дороге, куда она подъехала - к дому; Куда кошка залезла – на крышу.
Таким образом, Игра - это основное и любимое занятие всех детей, и мы, педагоги, этим должны умело пользоваться.