Ирина Кузнецова
Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Уточнение представлений детей о схеме тела
и ближайшем окружении.
«Ушки на макушке».
Цель: закреплять направления пространства в схеме собственного тела; формировать навык сравнения предметов по величине.
Содержание игры: педагог в начале занятия раскладывает перед детьми на столе по два предмета разной величины и дает задание:
-Возьми в правую руку яблоко, которое больше. Положи его в правый карман.
-Возьми в левую руку кубик, который меньше. Положи его на левое плечо. И т. д.
Публикация «Картотека игр, Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
«Чего не хватает?».
Цель: продолжать формировать у детей умение определять части в схеме тела стоящего напротив; продолжать тренировать в развитии навыков сравнения.
Содержание игры: педагог вешает на доску карточки с изображением собаки. У собаки нет левого уха и правой лапы. Детям дается задание найти и дорисовать недостающие части, определив, правая или левая это часть.
«Покажи,не ошибись».
Цель: закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела, и в теле человека, стоящего напротив.
Содержание игры: Физминутка. Педагог стоит напротив детей. В ру4ке он держит куклу. В быстром темпе показывает части её тела. Дети должны показать эту же часть тела у себя.
«Шаловливые ручки».
Цель: закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела и тела стоящего напротив; тренировать мелкую моторику.
Содержание игры: педагог по очереди показывает детям карточки левой и правой рук, с определенным положением пальцев. Дети должны узнать, какая это рука, и повторить положение пальцев.
Формирование умений в определении последовательности элементов.
«Кто где?».
Цель: формировать умение определять последовательность объектов.
Содержание игры: педагог перед началом занятия, или в качестве физминутки, выстраивает детей по росту друг за другом. Когда дети встают в строй, задаёт вопросы:
-Кто стоит за Мишей?
-Кто стоит за Сашей?
Затем дети разворачиваются на 180 градусов и отвечают на подобные вопросы.
«Звериный экспресс».
Цель: закреплять умение определять последовательность и место предмета в ряду.
Содержание игры: логопед вывешивает на доске в беспорядке рисунки животных и макет поезда с тремя вагонами, и объясняет детям, что все животные собираются ехать на этом поезде. В первом вагоне поедут те, которые имеют в названии один слог, во втором- два слога и т. д. Когда дети разместят животных по вагонам, анализируется порядок их расположения. Детей спрашивают:
-Кто едет с поезде перед волком?
- Кто сидит за лисой?
«Путаница».
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в ряду букв, определение их последовательности.
Содержание игры: педагог раздает детям карточки с написанными буквами в беспорядке, не имеющими смысла. Дети должны без ошибок переписать эти строчки в тетрадь, соблюдая ту же последовательность букв.
«Гляделка».
Цель: закреплять умение ориентироваться в последовательности линейного ряда.
Содержание игры: педагог вывешивает на доске лист с написанными буквенными рядами. Детям раздаются карточки с заданиями:
- Напиши в тетрадь все согласные из второго горизонтального ряда.
- Напиши в тетрадь все гласные из третьего вертикального ряда. И т. д.
Работа с предложно-падежными конструкциями.
«Что я сделала?».
Цель: закреплять значение предлога ОТ.
Содержание игры: педагог совершает действия, сопровождая их пояснением. Затем просит ответить на вопрос : «Что я сделала?». Например, встает у окна и говорит: «Я стою около окна». Затем отходит от окна и спрашивает: «Что я сделала?». Дети отвечают на вопросы.
Затем педагог совершает какое-либо действие, а дети комментируют его самостоятельно.
«Что куда?».
Цель: уточнять значение предлога НА.
Содержание игры: педагог начинает цепочку действий с подносом, на который кладет различные предметы. Например, говорит: «Я положила лис бумаги на поднос». Затем подходит к первому ребенку, который должен положить любой предмет на лист и пояснить действия: «Я положил тетрадь на лист» и т. д.
«Волшебная коробочка».
Цель: уточнять и закреплять значение предлогов В, ИЗ.
Содержание игры: педагог ставит на стол коробку, и берет любой из разложенных на столе мелких предметов, положив его внутрь. При этом действие поясняется: «Я кладу в коробку ластик». Дети делают аналогичные действия с другими предметами. Затем коробка закрывается, и детям предлагается приоткрыть её, взять любой предмет, опознать его и вынуть. После чего пояснить свои действия: «Я достал из коробки мяч».
«Может-не может».
Цель: закреплять значение предлога ПОД.
Содержание игры: педагог размещает на доске изображения предметов (мост, стол, дерево, фонарь и т. п.) Затем просит детей рассмотреть предметы и ответить на вопросы:
- Под чем может пройти лошадь? (лошадь может пройти под мостом) и т. д.