Елена Ивановна Асеева
Основные подходы к развитию речи у детей с ОВЗ в условиях ДОО
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОО
Одним из актуальных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения уже с раннего детства при посещении дошкольной организации. Развивая речь и умственные способности детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог способствует переходу данной категории детей в массовые образовательные учреждения. Как показывают исследования педагогов-психологов А. Н. Корнева, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. Г. Парамоновой, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы, а именно: звукопроизношение, звукослоговая структура слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, несформированность монологической связной речи, память, внимание, моторная функция, мышление. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности, и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Одновременно с речевыми нарушениями в той или иной мере страдает личность ребенка. Поэтому для всех детей, у которых наблюдается нарушение речевой функции, необходимо раннее выявление их причин и организация своевременной коррекционно-развивающей и социально-реабилитационной помощи, что является важным условием преодоления и создания более благоприятных возможностей в формировании ребенка как личности. © Асеева Е. И., 2018 174 Учитывая всю сложность и взаимосвязь нарушений в речевом развитии дошкольника, целью коррекционной работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Практическая работа всех специалистов ДОО с дошкольником должна быть комплексной и систематической, направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики, сенсорных и психических функций. Основными задачами занятий по развитию речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, воспитание интереса к художественному слову. В Воронежском регионе уже имеется опыт работы ДОО с детьми с ОВЗ, преимущественно с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра. Такие детские сады, являясь инновационными площадками, открыты для трансляции своего ценного опыта инклюзивного образования. Дети с особыми образовательными потребностями имеют возможность обучаться в общеобразовательной организации путем создания в них специальных педагогических условий. А именно: реализуются специальные образовательные программы (адаптированные, соответствующие методы и приемы работы с детьми. Основная образовательная программа обеспечивает развитие личности детей, в том числе с ОВЗ дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа в соответствии с ФГОС содержит разделы по коррекции нарушений в развитии детей, описывает опыт таких структурных подразделений ДОО как «лекотека». В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений. Специальные условия обучения - это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, сред- 175 ства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу. Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Поэтому, на наш взгляд, одним из эффективных методов для развития речи у детей с ОВЗ является мнемотехника. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала при работе с такими детьми, мы приступили к использованию мнемотаблицы в работе по обучению детей связной речи. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т. е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Как любая работа строится от простого к сложному.
Публикация «Основные подходы к развитию речи у детей с ОВЗ в условиях ДОО» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами). Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение их по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов. Например, словосочетание «большая машинка» выглядит так
3. Запоминание и воспроизведение предложений.
4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой: Например. В лесу темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит. И на нас глядит.
5. И после переходить к мнемотаблицам.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям с учетом их заболевания легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Главная цель работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать и т. д. Именно в процессе общения происходит становление ребенка как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Подобные упражнения и занятия позволят решить многие образовательные, коррекционные, воспитательные задачи при обучении детей с ОВЗ. Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми раннего дошкольного возраста с отклонениями в развитии является одним из подходов комплексной реабилитации состояния здоровья ребенка, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их речевых, познавательных и личностных возможностей.
Литература
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2007. 2. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994. 3. Узорова О. В. Игры с пальчиками. - М, 2007. 4. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 2005. 5. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. - М. : Просвещение, 2002. 177